Вечнозелёные штаты

Как легализация марихуаны меняет американский бизнес и общество.

Примечание: хранение и распространение марихуаны в России запрещено. Редакция iBusiness против наркотиков и не призывает читателей их употреблять.

Помимо неожиданного итога президентских выборов, одним из итогов 2016 года в США стал окончательный переход марихуаны «в мейнстрим».

Первые два штата — Колорадо и Вашингтон — легализовали лёгкий наркотик в 2012 году. Спустя четыре года уже около 20% американцев живут в штатах, где разрешено рекреационное употребление каннабиса: по итогам дня голосования в ноябре к ним присоединились восемь регионов США. Порядка 60% американцев одобряют легальный статус марихуаны.

Выращивание и продажа прежде нелегального растения стремительно развивается как отрасль экономики, учёные проводят ранее невозможные исследования свойств конопли, а телеведущие и киносценаристы открыто шутят о курении марихуаны без негативных коннотаций.

Обама и конец «Войны с наркотиками»

Фигура Барака Обамы сыграла значительную роль в изменении отношения американского общества к вопросу употребления марихуаны. О том, что политик курил коноплю в юные годы, было известно ещё из изданной в 1995 году автобиографии Обамы «Мечты моего отца». Многочисленные публикации в СМИ на эту тему во время первой президентской кампании не нанесли Обаме существенного урона.

Конечно, Обама характеризовал своё школьное пристрастие к марихуане как «неправильный выбор», однако то, насколько открыто об этом говорил президент, не могло не повлиять на отношение общества к щекотливой теме.

На протяжении нескольких предыдущих десятилетий Вашингтон вёл беспощадную «Войну с наркотиками», на которую ушли огромные суммы денег. Политику властей критиковали за невероятный рост числа заключённых в тюрьмах из-за ужесточения антинаркотического законодательства.

Администрация Барака Обамы сразу заняла более мягкую позицию по этому вопросу, отказавшись от самого термина «Война с наркотиками» и снизив роль федерального правительства в разрешении наркотической проблемы. К 2012-2014 годам общественное мнение ряда штатов было готово к легализации запрещенного вещества, а во многих других хранение марихуаны было декриминализовано. В медицинских целях каннабис на части территории США был легален и до Обамы, но только в последние годы этот тренд окончательно закрепился. 

Курящие в Сиэтле

Штат Вашингтон не только назван в честь первого президента США, который до политической карьеры занимался выращиванием конопли, но и носит прозвище «Вечнозелёный штат». Символично, что именно этот регион на северо-западе страны легализовал марихуану одним из первых, одновременно с Колорадо.

В этом штате конопляный бизнес достиг на сегодняшний день наибольшего расцвета. Как пишет местная газета The News Tribune, во второй четверти 2016 года объём продаж марихуаны в Вашингтоне впервые превысил отметку в$200 млн, составив $212 млн. Для сравнения — аналогичный показатель по крепкому алкоголю составляет $249 млн. В апреле-июне средний житель региона закупил легкого наркотика почти на $30.

Местные бизнесмены полагают, что в дальнейшем рынок будет только расти. Данные о росте официальных продаж развеяли опасения на счёт того, что легализация может развязать руки чёрному рынку. Они были связаны с тем, что в Вашингтоне был установлен высокий налог на продажу марихуаны — 37%. Несмотря на это, официальным продавцам каннабиса удалось установить цены, не сильно превышающие ценники нелегальных торговцев. 

К слову, продажа марихуаны стала значительным подспорьем для бюджетов легализовавших её штатов. Согласно расчётам экономистов того же штата Вашингтон, к 2019 году он соберёт с отрасли порядка $1,3 млрд налогов.

Легализация позволила ученым проводить более детальные исследования свойств конопли. Многие их выводы только подкрепили рост позитивного отношения к каннабиоидам. К примеру, исследователи обнаружили, что основное действующее вещество марихуаны — тетрагидроканнабинол (ТГК) — может блокировать действие вируса иммунодефицита человека (ВИЧ) на клетки кишечника; это открытие может привести к разработке на его основе лекарств, которые помогут более эффективно бороться со СПИДом.

В 2016 году также выяснилось, что, попадая в мозг, ТГК снижает уровень распространения бета-амилоидов, провоцирующих болезнь Альцгеймера. С другой стороны, учёные обнаружили предположительное пагубное влияние каннабиса на сердце.

Рост доверия к марихуане как к медицинскому средству вызвал негативную реакцию со стороны фармацевтических компаний. Как пишет The Guardian, производители лекарств внесли существенный финансовый вклад в (успешную) антилегализационную кампанию в Аризоне, обнаружив, что многие пациенты предпочитают продукты конопли синтетическим лекарствам. Не менее негативно на это реагирует и алкогольное лобби.

Золотая лихорадка

Всё это существенно сказалось на американском бизнесе. К примеру, в ноябре стало известно, что платформа VIA Folio, при помощи которой венчурные инвесторы диверсифицируют свои активы, начала предоставлять клиентам информацию о потенциальных вложениях в этот рынок.

«Мы считаем, что тренд ведёт к легализации в большинстве штатов и широкому признанию инвестирования в компании, занимающиеся связанным с каннабисом бизнесом», — говорится в официальном заявлении VIA Folio.

Конечно, выращивание и продажа марихуаны вряд ли привлечёт такие объёмы инвестиций, как стартапы Кремниевой долины, однако одобренная избирателями Калифорнии легализация каннабиса может запросто поменять правила игры и рабочую этику в самих технологических стартапах. В колорадском Денвере, к примеру, работает компания Flowhub, которая с первого дня разрешила своим сотрудником курить коноплю на рабочем месте. 

«Если она [марихуана] помогает нашим сотрудникам выполнять свою работу, то нам не важно, употребляют ли они её в офисе», — заявил глава компании Кайл Шерман. Впрочем, надо заметить, что Flowhub занимается разработкой софта как раз для конопляной индустрии (так что это не вполне  «рядовой IT-стартап»).

Многие перспективные бизнесмены перепрофилировались на связанный с марихуаной бизнес. Среди имён, которые приводит Business Insider, молодые профессионалы, занявшиеся производством съедобных продуктов из конопли и жвачки с марихуаной, разработкой вапорайзеров и даже созданием специализированных СМИ. Вообще говоря, легализация породила целый ряд профессий, которые ранее не были востребованы из-за нелегального статуса продукта.

Отмечается и рост продаж параферналии — средств для употребления марихуаны. «Хэд-шопы», в которых продаются трубки, бонги, расходные материалы для самокруток и другие интересующие любителей конопли товары, распространены по всем США — в том числе, и в штатах, где конопля нелегальна.

Многие бизнесмены в других сферах ищут способы получить выгоду из растущего спроса на коноплю и всё, что с ней связано. Среди бизнес-идей, которые обретают популярность, гостиницы для любителей марихуаны, уроки рисования под воздействием наркотика, доставка букетов цветов с каннабисом, продажа оборудования для выращивания конопляных кустов и прочее.

Мы уже писали о сервисе Cannabox, который ежемесячно доставляет клиентам параферналию и сувениры вроде носков с конопляными листьями; чего не придумаешь, чтобы заработать на популярной теме! 

Культура потребления

Легализацию в Калифорнии уже назвали одной из «трёх вех» на пути к резкому росту мирового легального рынка (другие два — предположительная скорая легализация в Канаде и в Германии). Этот факт «отпраздновал» хулиган, превративший знаменитую надпись Hollywood в Hollyweed (от слова weed — то есть «травка»).

Символизм этой акции связан не только со снятием запрета в штате, но и с более благосклонным отношением Голливуда и всей американской массовой культуры к «зелёной» теме.

Из американских кино и телевидения постепенно уходит в прошлое образ «укурка» как недалёкого человека, слабо понимающего, что происходит вокруг — теперь употребление марихуаны представлено на экране как времяпрепровождение в рамках нормы. Всё более заметна условная линия между социально допустимой коноплёй и маргинальными тяжёлыми и «дизайнерскими» наркотиками.

Как ни парадоксально, со временем курение марихуаны может стать для американцев признаком умеренности и даже консерватизма. Во всяком случае, как пишет The Washington Post, перестаёт быть актуальным стереотип о том, что наркотик употребляют «молодые и бесшабашные».

По новым данным, американцы в возрасте от 35 до 44 лет курят каннабис чаще, чем их дети-подростки (12-17 лет). Популярные телешоу Джимми Киммела и Стивена Кольбера не преминули ответить на эту новость скетчами о «накуренных» родителях и их здравомыслящих детях.

Тем не менее многие социальные проблемы, связанные с марихуаной, по-прежнему остаются актуальными. Так, нью-йоркский мэр Билл де Блазио пообещал прекратить незаконные действия полицейских против афроамериканцев и латиноамериканцев. Однако статистика показывает, что несмотря на то, что американцы разных рас употребляют марихуану в одинаковых объёмах, вероятность быть задержанным по подозрению в хранении наркотиков для people of color значительно больше. Это наводит на мысль, что вплоть до полной легализации полиция продолжит использовать наркотики как оправдание для своих незаконных действий.

В штате Орегон в последнее десятилетие значительно выросло употребление марихуаны среди беременных женщин. Влияние наркотика на ход беременности недостаточно изучено, и может оказаться достаточно опасным, хотя и не столь разрушительным, как алкоголь. Крепкие напитки более опасны и для водителей, но всё же распространённое среди американцев вождение под воздействием наркотика также отмечают как пагубную тенденцию.


В конце года журнал Forbes сформулировал прогноз событий, связанных с марихуаной, на 2017 год (и нет, ни один из его пунктов не связан с Дональдом Трампом). По мнению журнала, в скором времени Лос-Анджелес станет «марихуанной столицей» США; спортивные организации перестанут наказывать атлетов за употребление наркотика; на телевидении появится популярное шоу с «конопляной» тематикой; будет расти рост интереса к синтетическим каннабиоидам и к «крафтовой» марихуане. 

Многие опасаются, что угрозу для индустрии будет представлять крайне консервативно настроенный Джефф Сешнз, которого новый президент представил к должности главы министерства юстиции. Однако сам Дональд Трамп неоднократно заявлял, что юридический статус конопли не должен находиться в компетенции федеральных властей — а значит, штаты и дальше смогут самостоятельно выносить на голосование вопрос о легализации, а затем самостоятельно формулировать правила игры в новой отрасли.

Главный тренд задан: американцы больше не хотят бороться с распространением вещества, хранение которого для большей части жителей планеты по-прежнему грозит тюремным заключением.


Чтобы ежедневно получать популярные материалы нашего сайта, подписывайтесь на наш канал в Telegram.

Святослав Иванов

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.