Рынок самоуправляемого труда

Самоуправляемые авто отнимут работу у многих водителей, но создадут новый рынок труда для дистанционного управления "зависшими" машинами и технической поддержки для пассажиров.

По мере того как искусственный интеллект становится все умнее, люди справедливо опасаются, что роботы могут в скором времени превзойти их на профессиональном поприще и оставить их без работы. Однако паникеры забывают, что автоматизация не только делает многие специальности устаревшими, но и создает огромное количество новых профессий, которые зачастую лучше оплачиваются и позволяют людям заниматься более интересной работой.

Одну из главных угроз для рынка труда в ближайшем будущем представят самоуправляемые автомобили: только в США, к примеру, профессия дальнобойщика является самой популярной в большинстве штатов, и разработка стабильно работающего автономного грузовика лишит работы сотни тысяч людей. У Nissan, одной из крупных автомобильных компаний, которые сделали ставку на автономное будущее своих изделий, есть хорошие новости. Для людей в автоиндустрии по-прежнему будет много работы — вот только на этот раз в технической поддержке. Wired выяснил, как люди смогут помочь пассажирам самоуправляемых авто.

В отличие от некоторых других крупных игроков, разрабатывающих самоуправляемые автомобили, Nissan не считает, что в ближайшие 10 лет человечеству удастся достичь этой планки в полной мере. Руководство соответствующего подразделения Google обещало выпуск полностью автономных машин к 2025 году, а вот босс исследовательского центра Nissan в Калифорнии Мартен Сирхёйс уверен, что для наших нынешних вычислительных возможностей это слишком сложная задача. 

Однако если машины не могут быть полностью автономными, это еще не значит, что они не могут обходиться без водителей большую часть времени. В качестве промежуточного этапа между машинами с ручным управлением и полностью самоуправляемыми авто, Nissan планирует нанимать людей в службу технической поддержки. Сотрудники колл-центров компании смогут не только консультировать клиентов по любым проблемам, которые возникли с их самоуправляемым авто, но и брать на себя дистанционное управление автомобилем. 

Представитель компании Waymo, которая разрабатывает самоуправляемые машины для Google, также отметил, что они рассматривают эту идею. Uber в 2015 году запатентовал систему, которая позволяет автономной машине в точности повторять движения другого автомобиля под контролем человека или отвечать на дистанционные приказы. Несколько стартапов в Кремниевой долине, например Zoox и nuTonomy, также занимаются разработкой систем дистанционного управления самоуправляемых автомобилей.

CEO Nissan Карлос Гон считает, в первую очередь технологии дистанционного контроля будут использоваться не для частных самоуправляемых автомобилей, а для общественного транспорта, грузовых перевозок и совместных поездок в такси. “Мы увидели, что рынок, который еще только начинает развиваться, но к которому уже есть большой коммерческий интерес”, - рассказывает Гон. “Amazon, FedEx, Alibaba — все они захотят перевозить свои грузы на самоуправляемых машинах. И Nissan хочет сделать их нашими клиентами”. Аналитики соглашаются с прогнозами Гона: по оценке Boston Consulting Group оборот рынка дистанционного управления и технической поддержки самоуправляемых авто составит $42 миллиарда в год к 2025 году.

За 2,5 года обучения этой области Nissan уже покрыл немалую территорию. Специалисты компании изучили, как работает система контроля воздушного трафика и распределения автобусов по маршрутам. Они протестировали первый прототипы самоуправляемых машин на кампусе NASA, который находится по соседству с Nissan в Калифорнии. Nissan также нанял антропологов, которые выясняют, как людям будет удобнее всего взаимодействовать с такими инновационными системами.

Компания также рассчитала, как быстро операторам нужно будет отвечать на звонки в службу поддержки, чтобы оказывать клиентам оперативную помощь. Симуляции, которые провели аналитики Nissan, показали, что оптимальный ответ должен последовать не позднее чем через 30 секунд. В противном случае ситуация на дороге, с которой самоуправляемая машина не может справиться без человеческой помощи, может перерасти в более критическую. Конечно, дистанционное управление в любом случае не сможет спасти машину от неожиданной катастрофы, но если ваше самоуправляемое авто встанет как вкопанное перед сложным дорожным знаком, другие водители вряд сильно обрадуются, если сотрудники Nissan будут отвечать на ваш звонок дольше 30 секунд.