Лиз Райан (Human Workplace): «Информация о ваших прежних зарплатах — ваше личное дело, которое больше никого не касается»

Выходившая в топ-500 лучших HR-менеджеров Америки теперь занялась собственным консалтинговым бизнесом. В своей колонке она советует, что отвечать на собеседовании на вопрос о предыдущей зарплате
24 декабря 2013, в 13:25

Выходившая в топ-500 лучших HR-менеджеров Америки Лиз Райан теперь занялась собственным консалтинговым бизнесом. Она дает полезные советы кандидатам, как себя вести на собеседованиях — например, что следует отвечать на вопрос о том, какой была зарплата на предыдущем месте работы.

«Когда вы идете на собеседование в новую компанию, одним из первых вопросов, скорее всего, будет такой «Сколько вы получали на прежней работе?» Чем меньше вы зарабатывали, тем меньше вам предложат. Ваши предыдущие невпечатляющие зарплаты будут преследовать вас постоянно. Пусть бюрократы по всему миру рисуют самые строгие табели о рангах и графики зарплат, соответствующие той или иной должности, все равно ваша стартовая зарплата будет всегда лишь чуть-чуть больше, чем на последнем рабочем месте.

Это просто ужасно! Если компания не знает, как оценить ваши таланты, иначе, как узнав, сколько вам платил какой-то дядя в совершенной иной ситуации, это значит, что в этой компании ни капельки не разбираются в рынке талантов.

Мы привыкли к мысли, что вопрос «Сколько вы получали?» в устах потенциального работодателя звучит вполне уместно. Конечно, нет. Ваши личные финансы – это ваше личное дело. Это будто токсичный лимонад, который мы пили годами. И первый шаг, чтобы очистить нашу кровь от этого лимонада, — понять, что он в ней есть.

Лиз Райан (Human Workplace): Мы привыкли к мысли, что вопрос «Сколько вы получали?» в устах потенциального работодателя звучит вполне уместно. Конечно, нет. Ваши личные финансы – это ваше личное дело.

По неведомым причинам почти все мы пребываем в уверенности, что самые наглые личные вопросы являются нормальными, если их задают на собеседовании. Это полная нелепость.

«Скажите, почему из всех кандидатов мы должны выбрать именно вас?»
«Назовите свои главные слабости».
«Сколько вы получали раньше?» (или «Сколько вы получаете сейчас?»

Всё это такие вопросы, которые один взрослые человек не имеет никакого социального права задавать другому взрослому человеку. Тем не менее, мы радостно блеем в ответ: «Ну, я получал 68 тысяч в Miles Prower Products». А всё потому, что мы верим, будто во время найма на работу у работодателя есть превосходство.

Лиз Райан (Human Workplace): Почти все мы пребываем в уверенности, что самые наглые личные вопросы являются нормальными, если их задают на собеседовании. Это полная нелепость.

У них всегда будет превосходство, если мы им дадим возможность его проявлять. Если вы считаете, что у вас есть ценные и уникальные качества, необходимые для организации, в которой вы хотите работать (а это значит, вы действительно в этом уверены и ведете себя в соответствии с этим убеждением), вы очень быстро разберетесь, кто из потенциальных руководителей не заслуживает вашего внимания, и сосредоточитесь на тех, кто его достоин.

И вы никому не будете предоставлять конфиденциальную информацию о ваших прежних зарплатах, потому что это ваше личное дело, которое больше никого не касается.

Лиз Райан (Human Workplace): Вы можете дать вашему потенциальному боссу ту информацию, которая ему действительно нужна, чтобы определиться на ваш счет, а именно – сколько вы хотите получать.

Вместо этого следует сделать нечто иное. Вы можете дать вашему потенциальному боссу ту информацию, которая ему действительно нужна, чтобы определиться на ваш счет, а именно – сколько вы хотите получать. Этого достаточно, чтобы наниматель определился, хочет он с вами продолжать разговор или нет. Данные о последней зарплате ему для этого не нужны. Так зачем ему их давать? Вот сценарий телефонного разговора, демонстрирующий, как можно себя вести в этой ситуации.

- Иво, программист: Иво Сега слушает.

- Кэрол, специалист отдела HR: Привет, Иво! Это Кэрол из Vector Industries. Еще раз спасибо, что зашел на прошлой неделе поговорить с нами. Джош, наш технический директор, был очень рад познакомиться.

- Иво: Не проблема. Я тоже был рад с ним познакомиться. У вас интересные проекты. Было бы здорово заняться одним из них.

- Кэрол: Рада это слышать. Можешь еще раз зайти, поговорить с другими членами команды в следующий вторник в 3 часа дня?

- Иво: Мне надо проверить. У меня были планы на вторую половину вторника. Можно встречный вопрос?

- Кэрол: Давай.

- Иво: Я хочу узнать уровень зарплаты для этой позиции, чтобы не терять твое время и Джоша, если вдруг у нас разные представления об этом. Это к тебе вопрос? Удобно сейчас его обсуждать?

- Кэрол: Да, я могу об этом поговорить. Сколько ты получал в Sonic Systems?

- Иво: Я сейчас ищу работу с зарплатой в пределах 95 – 100 тысяч. Если это подходящий для вас уровень, тогда для меня имеет смысл прийти к вам на второе интервью. Мы говорим о позиции с такой зарплатой?

- Кэрол: Это немного напряжет наш бюджет, но можно обсудить, не вопрос. А сколько ты получал в Sonic?

- Иво: Знаешь, Кэрол, для меня главное – убедиться в том, что мы можем продолжить эти переговоры. И, похоже, что можем. Не хочешь еще раз перепроверить с Джошем размер зарплаты, прежде чем мы назначим новую встречу?

- Кэрол: Я так и сделаю. Но ты, похоже, избегаешь ответа на мой вопрос. Не хочешь называть мне свою последнюю зарплату?

Иво: Нет, не хочу, потому что эта информация не имеет отношения к нашим переговорам. Я не собираюсь спрашивать у Джоша, сколько он платил человеку, который раньше работал на этом месте. У вас есть конфиденциальная информация, которой вы не делитесь, и у меня такая есть. Я получал роялти, у меня были дополнительные бонусы и вместе с базовой зарплатой меня этот доход вполне устраивал, также как и компанию, которая мне его выплачивала. Вся эта схема вам, совершенно очевидно, не подходит, поэтому я и проверяю, соответствует ли зарплата моим потребностям.

- Кэрол: Знаешь, у нас, кажется, есть отдел, который проверяет историю доходов в рамках общей проверки кандидатов. Ты дашь нам согласие на проверку твоих доходов в Sonic и у других работодателей, и заодно, не принесешь ли еще справку о доходах, если она нам потребуется? Я просто спрашиваю. Я не знаю, что Джош по этому поводу думает.

- Иво: Спасибо большое, что спросила, Кэрол. Я, конечно, не дам вам такого согласия. Я уже сказал, я не прошу Джоша открыть сейф и рассказать мне, сколько он платит сотрудникам Vector Industries или подрядчикам. Это меня никак не касается. Моя предыдущая зарплата точно так же конфиденциальна. Я уверен, ты меня понимаешь.

- Кэрол: Ты уже не первый человек, который делает мне подобные заявления. Так что, да, я понимаю. Я передам эту информацию Джошу, чтобы подтвердить, что ему нужно второе интервью. Что-то мне подсказывает, что он согласится.

- Иво: Ну, и прекрасно. Я буду ждать звонка.

Никто не собирается переоценивать ваш труд, но очень многие готовы его недооценить. Вы сами должны сначала научиться ценить его, и подобная самооценка означает способность сказать в нужное время работодателю «Я, конечно, не дам вам такого согласия». Если вы найдете свой голос, ваши мускулы увеличатся. Если вы сгибаетесь и делаете вид, что самая безопасная, а, следовательно, самая лучшая тактика – выполнять любой самый дурацкий запрос начальства, ваш пыл угаснет. В итоге вы будете получать всё менее интересную работу во всё менее доходных проектах, потому что вы никак не сможете найти своего дна. Вы станете пешкой в чужой игре, пока однажды не скажете «Нет».

Вы обнаружите, что склонять голову и терпеть наглые запросы начальства, например, вопрос о вашей предыдущей зарплате или требование работать до полуночи в ваш день рождения, не очень удачная карьерная стратегия. Она вредна и для ваших финансов, и для вашего здоровья. Родители не хотели ведь, чтобы вы выросли слабаком? Вы можете начать очищать свою кровь от токсичного лимонада прямо сейчас.

«Что? Вы не хотите нам назвать свою последнюю зарплату? В этом случае вам тут нечего делать!» Как вы будете счастливы услышать эти слова от кадровика! Ведь вы сразу поймете, что вы бы возненавидели работу с людьми, которые настолько не ценят ваше право на личную жизнь и настолько слабо разбираются в рынке труда. Чему они вас могут научить? Если вы не учитесь, ваш внутренний пыл угасает, а значит, у вас нет времени на эту работу.

Если вы прочитали наш сценарий и подумали «В реальной жизни это не работает», хочу вас заверить – этот подход совершенно замечательно работает, кандидаты его используют каждый день, но это люди со здоровой самооценкой. Если вы забиты нашим миром годзилл до такой степени, что считаете, будто у вас нет ни малейших шансов в уравнении «кандидит-работодатель», тогда ваш внутренний голос, наверное, скажет «Я никого в жизни не смогу сказать это!» Это нормально. Требуется время, что снова вырастить уверенность в себе, после того как ее раздавили.

Держите историю своих доходов при себе. Ваша уверенность будет расти вместе с вами. Завтра будет новый день. Вы готовы воспользоваться своим шансом?»

Автор – Лиз Райан (Liz Ryan), основатель и СЕО компании Human Workplace

Читать оригинал публикации на английском языке