Получать лучшие публикации от редакции раз в неделю:

Бернард Марр: Почему Yahoo переживает упадок?

Известный американский бизнес-консультант считает, что СЕО Yahoo Марисса Маейр не справляется с задачей спасти компанию: слишком широкий выбор возможных путей развития мешает ей сосредоточиться
22 апреля, в 14:30

«У компании Yahoo большие проблемы. Бывший любимчик Кремниевой долины несколько лет подряд теряет рыночную долю. Последние финансовые результаты показали, что компания не в состоянии остановить падение доходов от интернет-рекламы. Рыночную долю Yahoo отъедают конкуренты, в частности, Google и Facebook.

На мой взгляд, варианты возможных действий для CEO компании Мариссы Майер быстро заканчиваются. В январе Майер уволила второго человека в Yahoo – главного операционного директора Энрике де Кастро, спустя всего 15 месяцев после того, как она же и привела его в компанию из Google.

Ее последнее решительное действие – изменение состава совета директоров. Yahoo объявила, что вице-президент American Express Джон Хейз и гендиректор Tribune Company Питер Лигуори покинут совет. Теперь в нем останется лишь пять человек: Марисса Майер, председатель совета Мэйнард Уэбб, бывший партнер Ernst&Young Сью Джеймс, бывший финансовый директор InterActiveCorp (IAC) Томас Макинерни и предприниматель Макс Левчин.

У большинства конкурентов Yahoo совет директоров больше: у Google 10 человек, у Facebook и Twitter по восемь. Майер, впрочем, предлагает в совет новые кандидатуры, достаточно заметные – со-основателя Yahoo Дэвида Файло, председателя совета директоров Charles Schwab Corporation Чарльза Шваба, бывшего СЕО компании Wal-Mart Stores [управляет сетью магазинов под торговой маркой Walmart — iBusiness.ru] Ли Скотта.

Благодаря этим переменам совет станет, конечно, сильнее, но я задаюсь вопросом – а не слишком ли это всё поздно? Майер возглавляет Yahoo уже почти два года, а ключевые бизнес-проблемы компании остались нерешенными: она продолжает терять долю на важнейшем для нее рынке интернет-рекламы.

Я уверен, что сильная Yahoo могла бы способствовать поддержанию баланса сил в Кремниевой долине, а значит, у компании сохранялась бы надежда на успех. Но почти всё, что мы видим, это движение не в том направлении. Нет инновационных продуктов, нет улучшений, необходимых для роста показателей Yahoo.

Марисса Майер пришла в Yahoo из Google с карт-бланшем на реформу компании. Но вместо новостей о том, что Yahoo вышла на верный путь, мы видим сообщения о том, что зарплата Майер сократилась на 32%. Она заработала в 2013 году $25 млн, хотя в 2012-м получила $36 млн. Это падение объясняется тем, что Майер не достигла поставленной перед ней цели по операционной прибыли.

Yahoo также объявила, что выплатила Энрику де Кастро $60 млн, хотя Майер уволила его за то, что он не справился с работой. Неплохая награда тому, кто не выполнил свою главную задачу – увеличить рекламный бизнес компании.

Я предполагаю, что с помощью недавних кадровых решений, а также благодаря существенному росту прибыли от операций в последнем финансовом отчете Yahoo, Майер купила себе еще немного времени. Но этот скачок прибыли, на мой взгляд, не означает, что тенденция упадка сменилась тенденцией роста. Если посмотреть на общую выручку Yahoo, то мы увидим, что она сократилась на 1%.

Финансовые результаты Yahoo во многом объясняется тем, что ей принадлежит 21% в очень успешном китайском интернет-магазине Alibaba.com, чья выручка выросла за последний год на 66%.

Мне бы хотелось, чтобы Майер представила сейчас простые и стратегически ясные цели. Это то, что у компании полностью отсутствует с тех пор, как она ее возглавила. Да, она объявила с самого начала, что ее цель – увеличение доходов от интернет-рекламы, но этого не случилось и не случится, пока она не займется изменением всей компании.

Является ли основным направлением поисковый сервис? Или мобильные услуги? Заявление Майер о том, что компания собирается сосредоточиться на оригинальном видео-контенте, вызвало только еще большее замешательство.

Кроме того, во время недавних упражнений с ребрендингом, в результате которых Yahoo приобрела новый, яркий логотип, Майер упустила шанс заодно изменить позиционирование компании. Но если к чему-то старому и сломавшемуся прикрепить новую, блестящую табличку, то лучше оно от этого не станет.

Наконец, любые корпоративные реформы требуют энтузиазма сотрудников. Но и здесь у Yahoo тоже ничего не выходит. Наоборот, мы видим, как в заголовки попадают такие трудовые инициативы компании, как запрет на работу из дома.

Решение вернуть основателя фирмы в совет директоров на фоне отсутствия четкого стратегического фокуса очень сильно напоминает мне происходящее сейчас в Microsoft. Это тоже компания, твердо вставшая на траекторию спада. Но, по крайней мере, у Microsoft есть хоть что-то, что хорошо работает и на чем можно сосредоточиться, например, облачные вычисления и игровой бизнес. А у Yahoo я таких точек силы вообще не вижу.

Мне очень интересно, сможет ли Yahoo найти способ выйти из пике. Возможно, проблема в том, что у компании слишком широкий выбор путей дальнейшего развития, а это один из самых больших стратегических рисков для любого бизнеса. Посмотрим, не станет ли Yahoo! в скором времени YaWho?, и сможет ли Майер реформировать компанию или ее время уже ушло».

Автор – Бернард Марр (Bernard Marr), основатель и СЕО Advanced Performance Institute, автор бестселлеров о повышении эффективности бизнеса.

Оригинал статьи на английском языке