Получать лучшие публикации от редакции раз в неделю:

Евгений Милица (PocketBook): Планшеты не отнимают аудиторию у ридеров

Генеральный директор PocketBook в России связывает снижение роста продаж «читалок» с насыщением рынка
24 апреля, в 10:29

Евгений Милица уверен, что будущее за издательского бизнеса – за электронным контентом, однако, по его словам, «в России оно наступает настолько медленными шагами, что для производителей железа кажется утопией». iBusiness.ru публикует выдержки из интервью Евгения Милицы, впервые размещенного на E-xecutive.ru.

«В России контент в перспективе ближайших пяти лет не только основным, но даже весомым источником дохода [для производителей электронных ридеров] не станет. Почему? Потому что его сложно монетизировать. К этому не готовы ни читатели, ни авторы, ни бизнес. В России пока плохо распространены кредитные системы – электронной оплате мало доверяют. Слишком велик процент присутствия легкодоступного пиратского контента. Отсутствует культура переноса книг в электронную форму: зачастую электронную версию книги на официальных сайтах гораздо труднее найти, чем бумажную. Легальный электронный контент представляет меньше 1%».

Евгений Милица (PocketBook): В России контент не будет приносить дохода производителям электронных ридеров по крайней мере еще пять лет

О защите контента от пиратов

«Есть системы, которые могут защитить контент от копирования, но ничто не защитит его от самих людей. Любую вещь можно своровать. Тут вопрос скорее в заинтересованности государства в том, чтобы контент не распространялся нелегально и не появлялся на пиратских сайтах. Мы уже видим прогресс в ситуации с фильмами и музыкой, который эффективно работает, например, во «ВКонтакте».

О плюсах электронизации контента для авторов

«В традиционной модели автор стремится вначале издаться в бумажной литературе, достичь тиража и там найти своего читателя. Во многом это завязано на легкой доступности пиратского контента и сложной доступности легального. В развитых странах через самиздат начинающие авторы могут презентовать свои произведения, которые раскручиваются только через интернет. Вам не надо договариваться с издательством, ваши книги мгновенно достигают своей аудитории».

О том, как зарубежные издательства используют электронные ридеры

«Они заинтересованы в «своей читалке», и работают с пользователем по схеме «зайди на устройство и не покидай его, а мы дадим тебе все, что надо – не весь контент мира, но какой-то уникальный, которого ни у кого больше нет». В Европе сейчас идет битва за апологетов, которые постоянно потребляли бы именно их контент. Поэтому все активно вкладываются в контент, но еще не факт, окупится ли это. Контент там стоит недешево. Одна книга обойдется вам примерно в $20. Если человек прочитает четыре книги в год, соответственно, он принесет бизнесу $80. Если Amazon зарабатывает 70% от себестоимости книги, то можно посчитать, что с одного человека в год он получает $50. Поэтому в борьбе за лояльного потребителя компания готова устраивать акции и за копейки раздавать свои ридеры. В России никто об этом пока не думает. Но как только мы поймем, что рынок готов, мы активизируемся».

Евгений Милица (PocketBook): Зарубежные издательства работают с пользователем по схеме «зайди на устройство и не покидай его, а мы дадим тебе все, что надо»

О потенциальных покупателях электронных книг в России

«По нашей статистике это те, кто читает от четырех книг в год. А в среднем – около 10 – 15 книг в год. При средней стоимости официально купленной книги в 150 – 200 руб. это не такие уж большие годовые расходы. Проблема в том, что в России не создана база потребления. Но с бумажной тоже есть проблемы: например, жителю какого-нибудь небольшого города найти желанную книгу в бумажной версии тоже не так-то просто. Электронный формат контента – это будущее. Но в России оно наступает настолько медленными шагами, что для производителей железа кажется утопией. Сейчас, размещая платный контент, мы можем приобрести только дополнительный бонус: удастся заработать – отлично. А ведь расходы тоже большие: договориться с авторами, конвертировать книгу в электронный формат, раскрутить и поддерживать ресурс. У нас есть ресурс с контентом Bookland и support ресурс ReadRate. С ReadRate мы не имеем никакой прибыли, все на чистом энтузиазме».

Евгений Милица (PocketBook): «Электронный формат контента – это будущее. Но в России оно наступает настолько медленными шагами, что для производителей железа кажется утопией»

О том, как россияне читают электронные книги

«У нас есть данные, основанные на анализе взаимодействия с цифровым контентом владельцев PocketBook, подключившихся к сервису ReadRate. В среднем россиянин, который пользуется электронной книгой, читает 90 дней в году. Средняя скорость чтения составляет 150 слов в минуту. За чтением человек в среднем проводит 190 часов в год. Среднестатистический читатель сразу записывает в ридер несколько книг после покупки. Затем он избирательно закачивает еще 16 книг в год.

Евгений Милица (PocketBook): «Среднестатистический читатель сразу записывает в ридер несколько книг после покупки. Затем он избирательно закачивает еще 16 книг в год»

Что с этими текстами происходит дальше? В год из огромной библиотеки вашему вниманию открываются всего лишь 30 книг! Это все 16 книг, которые были добавлены пользователем «в индивидуальном порядке», и еще 14 из огромной «оптовой» библиотеки. Шансов быть прочитанной у книги из «библиотеки» при таком раскладе меньше, чем выиграть в «Спортлото». И вот 30 книг-счастливчиков попали в поле зрения читателя. Но это еще не значит, что им повезет быть прочитанными. 14 из них разочаровывают читателя уже с первых страниц. Еще семь поначалу увлекают, многие успевают прочесть треть, а то и половину книги, прежде чем потеряют к ней интерес. Статистика показывает, что если человек не возвращается к книге в течение двух-трех недель, то, скорее всего, он уже не станет ее дочитывать. В итоге лишь девять книг выдерживают конкуренцию и бывают дочитаны до конца! Самые популярные жанры среди владельцев ридеров – фантастика, современная проза, классическая проза, современные любовные романы, исторические любовные романы. Бизнес-литература находится на самом-самом последнем месте».

Евгений Милица (PocketBook): Среди владельцев ридеров бизнес-литература наименее популярна

О конкуренции между ридерами и планшетами

«С точки зрения интересов молодой аудитории, планшет им куда больше «нужен». Ведь им интереснее не читать, а развлекаться (играть, слушать музыку, смотреть фильмы, сидеть в интернете). Поэтому читающую аудиторию у нас планшеты не отняли. Ридер имеет очень узкоспециализированную функцию для чтения и ряд преимуществ: чрезвычайно долгий заряд батареи, не напрягающий глаза E-Ink экран, отсутствие бликов, большая продолжительность жизни устройства. Планшет – это мода, это факт того, что люди стали больше времени уделять другим видам досуга. Pocketbook производит планшеты, и мы наблюдаем рост продаж и их, и ридеров. Да, есть те, кто читают на планшетах и смартфонах. Но пробовали ли они читать на ридерах? Я думаю, что нет. Многие до сих пор не знают, что такое ридер и E-Ink-технологии. Как вариант, некоторые просто не хотят иметь два гаджета».

Евгений Милица (PocketBook): Планшеты не отнимают аудиторию у ридеров

О том, почему снижаются продажи ридеров

«Электронная бумага – уникальная инновация, и, я думаю, она еще долго будет служить человечеству. Снижение роста продаж связано лишь с насыщением рынка новым продуктом. Последние три года у бумагоподобных технологий продажи росли на 30% в год. В ближайшие годы рост будет на 15 – 25%. И я думаю, такие цифры будут держаться еще много лет».

Евгений Милица (PocketBook): «Электронная бумага еще долго будет служить человечеству»

Читать полный текст интервью на E-xecutive.ru