Майкл Мориц (Sequoia): Издатели и таксисты вышли на тропу войны с Uber и Amazon

Парализованный забастовкой Лондон и спор о ценах на книги между Hachette и Amazon — это две стороны одной медали, считает глава Sequoia Capital
19 июня 2014, в 15:18

Что общего между лондонским таксистом и нью-йоркским редактором? Оказывается, и тот и другой визжат как раненые звери из-за негативного влияния новых технологий на их заработки.

Недавно таксисты Лондона устроили забастовку, протестуя против начала работы сервиса Uber в британской столице. А глава нью-йоркского филиала французского издательства Hachette затеял столь жесткие переговоры, что они привели к фактическому бойкоту авторов Hachette в онлайн-магазине Amazon.

Забастовка лондонских таксистов разрекламировала Uber по всему миру

Лондонские водители такси утверждают, что Uber, пользующийся поддержкой «монструозных американских корпораций», в обход действующего законодательства собирается заполнить улицы Лондона неквалифицированными, нелегальными водителями. Но протест официальных таксистов был фантастически глупым: обошедшие весь мир картинки с сотнями черных кэбов, парализовавших движение в центре Лондона, стали для Uber божьим даром — эта компания получила бесплатную рекламу стоимостью в миллионы долларов.

В отличие от американских городов, в Лондоне нет законодательного лимита на количество такси, водители которых должны получать специальные значки. Вместо этого лондонским таксистам приходится проходить строгий экзамен на знание города. Подготовка к экзамену обычно занимает два-три года. Кроме того, к машинам такси предъявляются специальные требования. Например, у них должен быть очень маленький радиус поворота.

Что это означает для пассажиров? Лондонские таксисты всегда точно знают самый быстрый путь к месту назначения. Это разительный контраст с тем, что происходит на улицах Нью-Йорка и других городов США. И понятно, что таксистов парализует мысль о том, что прошли даром все годы, потраченные ими на обучение и накопление опыта, потому что водители Uber получают мгновенный доступ к тем же самым сведениям о городских улицах с помощью мобильных сервисов.

Таксисты слишком медленно адаптируются к новшествам. Лишь после долгого нытья они наконец поняли выгоду использования мобильных приложений, помогающих вызывать такси (например, Hailo). Дизайн их черных кэбов — уникальный, милый и привлекательный. Только он почти не менялся уже 50 лет. В салоне легко помещается человек в высокой шляпе начала XX века. Зато там шумно и трясет. Кроме того, кэбами, как известно, трудно управлять. Не случайно их производитель несколько лет назад обанкротился и был выкуплен за гроши — ведь за пределами Лондона на эти машины фактически нет спроса.

Итак, расцвет частного извоза и особенно появление Годзиллы (в виде Uber) угрожают существованию лондонских таксистов. Эти люди встретились с теми же демонами новых технологий, которые уже не раз лишали других людей средств к существованию. Кочегаров на паровых локомотивах заменили дизельные двигатели, прачек — стиральные машины, типографских наборщиков — офсетные станки, стенографисток — программы распознавания речи, банковских клерков — банкоматы, кассиров — сканеры штрих-кодов… Этот список кажется бесконечным.

Многие люди предпочитают устранять конкурентов, перегораживая улицы, осыпая бранью, используя палки, камни и даже полицию. Такси Uber вызывают у них сложные чувства

Секреты курса «Знание Лондона», который таксисты так мучительно учили, теперь доступны всем желающим в Google Maps, Waze или Siri. Мобильные приложения, возможно, не так хороши, как лучшие таксисты. Но если уж компьютер способен выиграть у чемпиона по шахматам, то ему тем более по силам подобрать оптимальный вариант проезда от вокзала Чаринг-Кросс до Оксфорд-стрит в условиях проливного дождя и пробок.

Между тем в Нью-Йорке издатели из Hachette, молчаливо поддерживаемые остальными издательствами, развязали битву с Amazon — якобы по поводу ценообразования на книги и предвзятого отношения онлайн-магазина к их продукции. Но если копнуть поглубже, мы увидим, что это та же самая попытка отрицания победного марша новых технологий. Эти технологии не нравятся тем, кто по-прежнему сидят в смирительной рубашке традиционных стереотипов.

До появления интернета и Amazon издатели, как и таксисты, держали своих «пассажиров» (то есть авторов книг) в заложниках. Издатели получали полные права на книги и отвечали за их продажу, распространение и маркетинг. Тем самым они полностью определяли жизнь авторов — такую же неудобную, как поездки в лондонских такси. Лишь немногим авторам-везунчикам удавалось получить от издательств пользу в виде качественного редактирования своих текстов.

Сегодня роль издательств значительно снизилась. Авторы получили больше контроля над собственными судьбами. Наиболее опытные в технологиях могут полностью обходиться без издательств, особенно если они активны в социальных сетях. С их помощью авторы могут организовать спрос на свои труды эффективней любого издателя с Мэдисон-авеню. А если авторы пользуются услугами Amazon, то им предоставляется и возможность опубликовать книгу в Kindle всего за несколько минут, и набор удобных инструментов для быстрого изготовления аудиоверсий.

Это удобно! Больше не нужно неделями ждать отчетов о продажах. Больше не нужно месяцами ждать выплаты гонораров. Современный писатель может получать данные об онлайн-продажах в реальном времени. А если он продает свою книгу через Amazon, то деньги начнут поступать очень быстро.

Идет ли речь о книгах или автомобилях, последние дни показали, что Uber и Amazon создают новые перспективы для способных, готовых к переменам людей. А всех застрявших в прошлом, будь это таксисты или издатели, марш технологий делает забавными единомышленниками.

Автор — Майкл Мориц (Michael Moritz), председатель совета директоров венчурной компании Sequoia Capital

Оригинал статьи на английском языке