10 тенденций развития мирового рынка рекламы

10 тенденций, которые формируют мировую индустрию маркетинговых услуг, привел Мартин Соррелл — основатель и CEO рекламно-коммуникационного холдинга WPP Group
14 июля 2014, в 21:05

Мы строим планы на будущее, решаем, в каком направлении развивать бизнес во всех 110 странах, в которых мы работаем. Мы стараемся определить тенденции, которые, по нашему мнению, формируют мировую индустрию маркетинговых услуг. Вот наш топ-10.

1. Смещение фокуса на юг, восток и юго-восток

Нью-Йорк по-прежнему остается центром , но мощность (экономическая, политическая и социальная) все сильнее разрастается в южном, восточном и юго-восточном направлениях: в Латинскую Америку, Индию, Китай, Россию, Африку и Ближний Восток, Центральную и Восточную Европу.

Хотя темпы роста на этих рынках замедлились, основные тенденции по-прежнему сохраняются — экономическое развитие содействует большему процветанию, большим стремлениям и большему потреблению со стороны миллионов людей.

2. Предложение превышает спрос: везде, кроме кадров

Несмотря на события, которые привели к краху американского инвестиционного банка Lehman Brothes в 2008 году, промышленное производство все еще опережает потребительский спрос. Это хорошо для маркетинговых компаний, так как производителям приходится вкладывать деньги в продвижение бренда, чтобы выделяться среди конкурентов.

Между тем война за кадры, особенно в традиционных западных компаниях, еще только начинается

Между тем война за кадры, особенно в традиционных западных компаниях, еще только начинается. Тяжелая ситуация, связанная с поиском персонала, обусловлена двумя факторами: снижением рождаемости и уменьшением размера семьи с одной стороны и неумолимым распространением интернета и цифровых технологий — с другой.

На рынке труда будет меньше соискателей, при этом молодые специалисты будут рассчитывать на работу в технологически ориентированных, более интегрированных в информационную сеть и менее бюрократических компаниях. Трудности с поиском сотрудников есть уже сейчас. Через 20 лет будет еще сложнее.

3. Дезинтермедиация и постцифровой мир

Дезинтермедиация (исключение посредников из производственно-сбытовой цепочки, т.е. реализация продукции покупателям напрямую, а не через оптовых и розничных перепродавцов) — ужасное слово, с еще более неприятными последствиями для тех, кто не умеет всем этим управлять. Это название игры для веб-гигантов, таких как Apple, Google и Amazon, которые отказались от большой части каналов поставок (музыкальных дистрибьюторов, бизнес-каталогов и книжных магазинов) для того, чтобы предоставлять товары и услуги потребителям проще и с меньшими затратами.

Возьмем нашего заклятого друга Google: нашего крупнейшего торгового партнера (как и крупнейшего получателя денежных средств на рекламу от наших клиентов) и также одного из наших главных конкурентов. Это мощный соперник, который вырос до очень больших размеров, как некоторые говорят — поедая чужой хлеб. Но у компаний, занимающихся маркетинговыми услугами, всегда есть преимущество.

Google (точно так же, как Facebook, Twitter, LinkedIn и другие) не нейтральный посредник, а владелец медиаресурса. Google продает Google, Facebook продает Faceboook, а Twitter продает Twitter.

Мы отличаемся непредубежденностью, то есть мы можем дать беспристрастные, независимые от платформ советы клиентам. Вы бы не передали свой медиаплан News Corporation или компании Viacom и не позволили указывать вам, куда тратить доллары и фунты вашего рекламного бюджета. Так зачем же вручать его Google и компании?

Такие слова, как «цифровой», «программный» и «данные», в ближайшее время станут неактуальными и морально устаревшими

Если шире взглянуть на наш все более технологический мир, такие слова, как «цифровой», «программный» и «данные», в ближайшее время станут неактуальными и морально устаревшими. Станут нормой плотно вплетенные в нашу повседневную жизнь сетевые технологии, автоматизация и крупномасштабный анализ.

Интернет до недавнего времени являлся огромной инвестиционной площадкой для тех, кто занимается рекламой и оказывает услуги связи. Он позволял нам от имени клиентов выходить на потребителей более эффективно, с большей пользой и часто более творческим способом.

Но пройдет совсем немного времени, и эти клиенты перестанут спрашивать представителей наших агентств о стратегии цифрового маркетинга (многие уже перестали). Это будет просто неотъемлемой частью того, что мы, по их мнению, должны предлагать.

4. Смена власти в розничной торговле

За последние 20 лет большие ритейлеры, такие как Walmart, Tesco и Carrefour, стали более могущественными, чем производители. А все потому, что они имеют дело напрямую с потребителями, которые привыкли покупать товары в их магазинах.

Такие крупнейшие ритейлеры, как Walmart, Tesco и Carrefour, могут остаться не у дел

Такое положение дел не изменится в одночасье, но теперь производители могут наладить прямую связь с потребителями через интернет и платформы электронной коммерции. Amazon является показательным примером того, что мы все думаем о Западе, но пристально наблюдаем за компанией Alibaba (китайская частная компания, работающая в сфере интернет-коммерции, основной владелец публичной компании Alibaba.com), этим китайским тяжеловесом. По данным Нью-Йоркской фондовой биржи в конце этого лета IPO компании (первичное публичное размещение ценных бумаг на фондовом рынке) может стать крупнейшим размещением акций за всю историю (капитализация компании оценивается примерно в $200 млрд).

5. Рост репутации внутренних коммуникаций

Внутренние коммуникации поначалу воспринимались как ненавистное приложение к отделу кадров. Впоследствии их репутация значительно выросла. Сегодня просвещенные лидеры понимают, что внутренние коммуникации имеют решающее значение для достижения успеха в бизнесе.

Сегодня просвещенные лидеры понимают, что внутренние коммуникации имеют решающее значение для достижения успеха в бизнесе

Одна из самых больших проблем, стоящих перед любым президентом или генеральным директором компании, — как сообщать о стратегических и структурных изменениях внутри самих организаций. Репутация и авторитет традиционно ассоциируются с внешними коммуникациями, но получить сторонников внутри компании не менее важно. От этого по большей части зависит успех предприятия.

6. Усиление мировых и локальных рынков и ослабление региональных

Направления, по которым наши клиенты строят свои предприятия и моделируют свой​бизнес, меняются. Глобализация идет быстрыми темпами. Это порождает необходимость в максимально сильном корпоративном центре.

Руководители все чаще хотят создать разветвленную структуру с гибким головным центром, у которого будет прямая связь с локальными рынками.

Тем не менее руководители все чаще хотят создать разветвленную структуру с гибким головным центром, у которого будет прямая связь с локальными рынками. Это дает большую индивидуальную ответственность менеджерам на местах и оказывает давление на региональных управленцев. Таким образом обеспечивается контроль над информационными потоками и над ситуацией в целом.

7. Ослабление влияния бухгалтеров

Некоторые компании, кажется, думают, что могут сэкономить на пути к своему росту и развитию. Это заблуждение — явление пост-Лемановской эпохи (после крушения Lehman Brothers): корпорации по-прежнему несут психологические травмы после того обвала и предпочитают действовать осмотрительно.

Есть надежда, что совсем скоро бухгалтеры будут оказывать влияние только на директоров по маркетингу

Но есть надежда, что совсем скоро бухгалтеры будут оказывать влияние только на директоров по маркетингу. Да, есть предел на снижение затрат, но перспективы роста выручки (управляются инвестициями в маркетинг) бесконечны, по крайней мере пока вы не достигнете 100% доли рынка.

8. Усиление влияния со стороны правительства

Сегодня мы наблюдаем растущую роль правительства — как регуляторов, инвесторов и клиентов. После мирового финансового кризиса и последующей рецессии правительства стран были вынуждены вмешаться и заявить о себе — так же, как они сделали во время и после Великой депрессии в 1930-х и 1940-х годах. И они не собираются отступать.

Правительство должно представлять государственную политику гражданам, выступать с инициативами в области здравоохранения, набирать персонал, способствовать продвижению страны за рубежом, развивать туризм и привлекать иностранных инвесторов, а также развивать электронное государство. Все это требует услуг нашей отрасли.

9. Социальная ответственность под руку с бизнесом

Времена, когда компании прятались за ширму социальной ответственности (или, что еще хуже, использовали в качестве отвлекающего маневра) к счастью, давно прошли. Сегодняшние бизнес-руководители понимают, что социальная ответственность идет рука об руку с устойчивым ростом и прибыльностью.

Бизнесу, чтобы плодотворно работать, нужно заручиться общественной поддержкой. Практически каждый генеральный директор компании признает, что игнорировать заинтересованные стороны — значит действовать на свой страх и риск — если вы пытаетесь построить бренд и сохранить его в долгосрочной перспективе.

10. Неудачные примеры слияний и поглощений не отразятся на других

Несмотря на провал одного или двух недавних громких мегаслияний, мы ожидаем продолжения объединений — среди клиентов, владельцев СМИ и агентств маркетинговых услуг. Крупные компании будут иметь преимущества за счет масштаба, технологий и инвестиций, в то время как сильными сторонами небольших организаций будут большая гибкость и предприимчивость.

В наибольшей степени волна поглощений затронет сектор товаров массового спроса и фармацевтику (находящиеся под управлением таких компаний, как 3G и Valeant). В нашей сфере бизнеса возможна некоторая активность, связанная с сетями IPG и Havas — предметом постоянных слухов о поглощении. В свою очередь сам холдинг WPP продолжит развиваться в том же направлении, сосредоточившись на малых и средних стратегических приобретениях (согласно подсчетам, 31 в этом году).

Мартин Соррелл — основатель и CEO рекламно-коммуникационного холдинга WPP Group.

Оригинал публикации на английском языке