Андрей Майоров: Основные транспортные средства не изменятся

В ближайшее время инновации в логистике будут касаться, прежде всего, информационных сервисов и качества обслуживания, считает генеральный директор компании DPD
20 августа 2014, в 10:41

iBusiness.ru публикует выдержки из интервью с Андреем Майоровым, впервые размещенного на отраслевом портале «Логистика».

О конкуренции

«Уровень конкуренции на российском рынке экспресс-доставки действительно высок. При том, что на федеральном уровне можно назвать не более десятка операторов. Присутствуют как локальные, так и глобальные игроки. Появление новых участников маловероятно – слишком дорог так называемый «входной билет», слишком большие инвестиции потребуются.

В условиях высокой конкуренции на первый план выходит, как бы это обыденно не звучало, – качество сервиса. Это емкое понятие, включающее в себя как выполнение заявленных параметров перевозки, так и предоставление дополнительных услуг, индивидуальный подход и внимание к клиенту».

Об объеме российского рынка экспресс-доставки

«В СМИ можно встретить различные оценки объема рынка, зависящие, прежде всего, от определения, что есть рынок экспресс-доставки. Например, в РБК.research подсчитали, что объем рынка экспресс-доставки в России в стоимостном выражении в 2012 году составил более $1 млрд. При этом доля РФ в международном рынке экспресс-перевозок продолжает оставаться на уровне 2%.

В 2013 году объем рынка экспресс-доставки показал умеренный рост по отношению к предыдущим годам. Ограничивающим фактором выступила общеэкономическая ситуация и замедление развития основных отраслей, включая ритейл, а основным драйвером в последние годы остается развитие интернет-торговли.

Пока основная доля поставок приходится на сегмент B2B, однако ситуация постепенно меняется. Объем перевозок в сегменте B2C непрерывно растет. Одной из причин роста сегмента B2B является образование Таможенного союза, что значительно увеличило объемы грузоперевозок между Белоруссией, Казахстаном и Россией».

Андрей Майоров (DPD): «Объем перевозок в сегменте B2C непрерывно растет»

О различиях между отечественным и американским рынками

«Сравнивать объемы рынка можно при одинаковом определении самого понятия «экспресс-перевозки», а также при схожей методике измерения. Поэтому вряд ли кто-то может с уверенностью это сделать. Так, на Западе экспресс – это доставка на следующий день, в России сроки могут быть гораздо дольше. В любом случае, США занимают самую большую долю на мировом рынке экспресс-перевозок, который оценивают в 180 млрд. долл.

Андрей Майоров (DPD): «На Западе экспресс – это доставка на следующий день, в России сроки могут быть гораздо дольше»

Что касается других отличий, то это, прежде всего, состояние логистической инфраструктуры в целом. Рынок перевозок в США гораздо более развит и консолидирован – на федеральном уровне на нем доминируют UPS и FedEx, довольно сильны позиции остальных членов Big4 – TNT Express и DHL Express. В нашей стране уровень консолидации гораздо ниже, а из интеграторов во внутрироссийских перевозках сильна только DHL Express. При этом и у нас не так много сильных игроков федерального уровня, способных обеспечить доставку по широкой географии.

Особенно ярко видны отличия на примере рынка доставки для интернет-магазинов. У нас многие онлайн-ритейлеры строят свою собственную логистику – сети пунктов выдачи и службы доставки. В США эти функции отдаются на аутсорсинг, потому что это требует значительных инвестиций и специальных компетенций. Это попросту невыгодно! Пожалуй, только суперигрок Amazon сам организует фулфилмент-цепочку, однако долгое время это направление бизнеса было совершенно убыточно. Рано или поздно, мы тоже придем к аутсорсинговой схеме».

Андрей Майоров (DPD): «У нас многие онлайн-ритейлеры строят свою собственную логистику – сети пунктов выдачи и службы доставки. В США эти функции отдаются на аутсорсинг»

О точках роста

«Мы фокусируемся на активных продажах в тех отраслях, которые наименее подвержены влиянию стагнации; это, прежде всего, онлайн-ритейл. В 2013 году компания запустила сеть пунктов приема и выдачи посылок для покупателей интернет-магазинов. Таким образом, мы предоставили получателям ещё один способ доставки, популярный в ряде товарных сегментов. Для региональных клиентов были разработаны специальные предложения, позволяющие успешно конкурировать с местными компаниями-перевозчиками.

Поскольку интернет-торговля в стране растет высокими темпами, это ведет к закономерному развитию компаний, занимающихся курьерской доставкой».

О сложностях развития

«Основными факторами, препятствующими развитию российского транспортно-логистического рынка являются: недостаточно развитая транспортная инфраструктура, низкое качество дорог, изношенность подвижного состава. В большинстве случаев российские специалисты не имеют большого опыта и навыков осуществления сложных перевозок и предоставления всего комплекса логистических услуг. Кроме того, наблюдается постоянное ужесточение требований контролирующих органов и усложнение процедур оформления документов.

Необходима модернизация существующей логистической инфраструктуры, которая позволит обеспечить беспрепятственное движение товаров. Необходимо вести интенсивное строительство складских и терминальных логистических мощностей мирового уровня, создавать логистических технопарки, предполагающих широкие возможности для предоставления комплексного сервиса, внедрять современные информационные технологии. Помимо этого, необходимо расширять спектр услуг логистических операторов и повышать стандарты качества их работы».

Андрей Майоров (DPD): «Необходимо вести интенсивное строительство складских и терминальных логистических мощностей»

О московских пробках

«Транспортные затруднения на дорогах Москвы – это серьезная проблема города. Избежать этого никто не может. Курьерам приходится набираться терпения и стоять в пробках. Несмотря на потерю времени, водители обязаны доставить груз вовремя. На дальних рейсах, например Москва – Екатеринбург, Москва – Тюмень, можно нагнать упущенное время, на рейсах средней протяженности, к примеру, Москва – Воронеж, Москва – Самара, это сделать тяжелее. Постоянно ищем лучшие решения – оптимизируем маршруты, запускаем прямые перевозки между региональными городами и т.д.

Плохое дорожное покрытие – еще одна беда наших дорог. Потери от него значительны: перерасход топлива, снижение средней скорости перевозки, рост расходов на ремонт транспортного средства, повреждения перевозимого груза.

Основная проблемная точка в Москве – это МКАД. Существует запрет на въезд грузовиков на МКАД в дневное время, для них въезд на МКАД возможен только с десяти вечера до шести утра. Альтернативных путей объезда не создано. Кроме того, отсутствуют стоянки для большегрузного транспорта. В Митино находится наш терминал. Поскольку стоянок для грузовиков нет, водителям приходится долго искать парковочные места. В ряде крупных региональных городов существует запрет на въезд грузовиков в дневное время, например, в Казани, Саратове».

Андрей Майоров (DPD): «Основная проблемная точка в Москве – это МКАД»

О будущем рынка экспресс-перевозок

«Развитие рынка экспресс-доставки напрямую связано с макроэкономическими тенденциями. Стагнация способна замедлить темпы развития рынка экспресс-доставки, привести к снижению спроса на весь комплекс транспортно-логистических услуг. Все это приводит к усилению конкуренции на рынке, ценовым войнам. Однако надо помнить, что проблемы – это всегда новые возможности. Ценовой демпинг в этом случае не является правильным средством, но за счет повышения эффективности бизнеса, снижения затрат при сохранении высокого уровня сервиса можно не только не потерять, но и приобрести новых лояльных клиентов.

Достаточно сложно говорить о каких-либо точных цифрах на фоне нестабильности экономической ситуации. Однако, я думаю, лидеры рынка сохранят довольно высокие двузначные темпы роста.

Андрей Майоров (DPD): «Лидеры рынка сохранят довольно высокие двузначные темпы роста»

Клиенты постоянно повышают планку требований к перевозчикам. Если раньше было достаточно просто предложить перевозку из пункта А в пункт Б с отслеживанием на сайте, и это было сильным конкурентным преимуществом, то сегодня целый ряд опций стал входить в must have, обязательную часть портфеля услуг. Это и доставка в определенную дату, и бесплатное e-mail, и SMS информирование, и доставка в выходные дни, и возврат документов, и многое другое. В целом, мы идем по пути западных стран. Поэтому, в частности, DPD в России имеет преимущество перед локальными игроками – наши коллеги из других стран уже протестировали многие сервисы».

Об инновационных технологиях доставки

«В последнее время были новости об экспериментах в этом направлении. В частности, Amazon тестировал способ доставки посылки с помощью беспилотных дронов. Возможно, когда-то физика шагнет так далеко, что реальностью станет мгновенное перемещение в пространстве.

Однако понятно, что в ближайшее время основные транспортные средства не изменятся. Все инновации будут касаться скорее информационных сервисов, повышения качества обслуживания».

Читать полный текст интервью на отраслевом портале «Логистика»