Бруно Дармон (Cheсk Point): Киберпреступность не ограничена рамками стран и континентов

Вице-президент Check Point в регионе EMEA Бруно Дармон рассказал iBusiness о своем видении развития ИТ-рынка в России и в мире
28 ноября 2014, в 10:11
О специфике работы в России

iBusiness: Повлияло ли недавнее обострение международных отношений на ваш бизнес? Испытываете ли вы какие-либо затруднения в связи с этим?

Бруно Дармон: Мы — компания, которая родом из Израиля. И для нас, по большому счету, не существует такого понятия, как бизнес по политическим мотивам. Мы занимаемся распространением наших технологий и компетенций потенциальным заказчикам по всему миру. С учетом происходящего конкретно здесь, в России, никаких рисков для нашего бизнеса мы не видим, потому что компания израильская и не попадает под какие-то санкционные ограничения.

Мы видим, конечно, некоторые тенденции по импортозамещению, которые происходят в настоящий момент. Тем не менее могу сказать, что все достаточно оптимистично, поскольку заказчики, которые привыкли к ИТ-безопасности мирового уровня, все-таки смотрят больше в сторону зарубежных решений. И поэтому Check Point в этом отношении находится в достаточно выигрышной позиции. С одной стороны, мы не имеем каких-то ограничений, а с другой — мы активно развиваемся на российском рынке.

iBusiness: Каковы ваши прогнозы по российскому ИТ-рынку в связи с падением рубля? И как это, на ваш взгляд, скажется на ценовой политике Check Point и иностранных вендоров вообще?

Бруно Дармон: Я могу сказать, что проблемы, которые оказались сейчас перед нами, для нас не новы. Несколько лет назад подобного рода проблемы мы испытывали в Австралии. Наш бизнес ориентирован на получение прибыли в российских рублях. Но мы — международная компания, и, конечно же, наш баланс измеряется в американских долларах. Тем не менее, работая в России, мы учитываем долгосрочные перспективы. Мы пришли сюда надолго, нацелены на долгосрочный рост, невзирая на те сложные экономические условия, которые мы сейчас переживаем.

iBusiness: В чем, исходя из вашего опыта партнерских отношений, состоит специфика российского рынка? На какие другие регионы и страны мира он похож, по вашим ощущениям?

Бруно Дармон: Могу сказать, что в Западной Европе обычно работают сразу непосредственно с вендором, то есть налажен прямой контакт. И гораздо меньше подразумевается и присутствует участие партнера, чем дальше на Восток. Это же касается и России, где партнер намного более активно взаимодействует с заказчиком, добавляет некоторые дополнительные услуги и ценности.

Партнерское сообщество, существующее в России, состоит из очень опытных экспертов. И они помогают, прежде всего, адаптировать предлагаемые нами технологии к потребностям клиентов. Потому что технологию как таковую использовать нельзя, это еще не продукт. Для того чтобы клиент начал ей пользоваться, необходимо учесть все его требования. И именно такие решения предлагают наши партнеры.

О возможных драйверах роста

iBusiness: Какие тенденции в ИТ-индустрии смогут быть в обозримой перспективе драйверами роста — как для России, так и для глобального рынка?

Бруно Дармон: Таких тенденций три. Во-первых, облачные вычисления. Во-вторых, развитие интернета. И, в-третьих, использование все большего количества мобильных устройств, то есть тенденция именно мобильности.

Все это в сочетании — облачные технологии, широкополосный интернет, предоставляемый все большему количеству пользователей, плюс мобильность — позволяет говорить глобально о нашем бизнесе в дальнейшем.

Также речь идет о количестве данных, которое постоянно растет и которое нужно хранить — как на устройствах, так и в облаке. Я имею в виду те данные, которые используются в компании и к которым мы получаем доступ извне.

В последние 10 лет в ИТ-сфере все устройства, которые мы применяем для работы и обслуживания, имеют доступ в интернет по IP-протоколу. Их становится все больше, включая различные платежные системы, получившие такое широкое распространение, и прочие автоматизированные системы.

Стоит также упомянуть и информационные системы, используемые клиентами, в том числе совместно. Их количество тоже огромно. Плюс к этим собственным системам добавляются и облачные решения. Все эти тренды и определяют политику обеспечения информационной безопасности в сегментах B2B и B2C.

iBusiness: Насколько, по-вашему, за последние 5 лет изменился такой сегмент рынка, как ИТ-безопасность? Какие изменения вы считаете наиболее ключевыми за этот период?

Бруно Дармон: По моему мнению, произошел существенный сдвиг по следующим парадигмам. Раньше информационная безопасность строилась целиком и полностью на контроле доступа к тому или иному приложению. Можно было прописать политику безопасности, ограничить контроль доступа, и этим, в общем-то, все и определялось. Сейчас все изменилось. Появились самые различные угрозы, многоуровневые и сложные кибератаки. Поэтому сейчас упор делается именно на предотвращение угроз.

Эволюция совершалась по следующим параметрам. Во-первых, мы сейчас обеспечиваем безопасность, как и ранее, за счет ограничения доступа. А во-вторых, мы добавляем к этому предотвращение угроз как таковых, что требует изрядной и качественной аналитики. Аналитика же не может осуществляться в одиночку ни одной компанией. Она осуществляется на уровне сотрудничества между многими компаниями, которые обмениваются знаниями и накопленным опытом. И именно на основании этого разрабатываются интеллектуальные решения по предотвращению угроз.

Сейчас мы все больше и больше подходим к обеспечению безопасности данных, хранящихся на портативных и мобильных устройствах, а не только на настольных компьютерах и ноутбуках. И рынок, конечно же, будет на это реагировать, поскольку количество таких устройств будет только увеличиваться. Сейчас мы видим такую тенденцию, что граница между данными, которые принадлежат вам лично, и профессиональными данными все больше размывается. И, соответственно, нужно обеспечивать решения, позволяющие вам с мобильного устройства и работать, и иметь доступ к вашим личным данным. И делать это так, чтобы это было безопасно.

О киберпреступности

iBusiness: А по-прежнему ли киберпреступность имеет какие-то страновые признаки? Или сегодня уже можно утверждать, что это явление имеет глобальный интернациональный характер?

Бруно Дармон: Нет, я не могу сказать, что киберпреступность может быть ограничена рамками какой-либо страны или континента. Она имеет больше международный характер. И я бы ее разделил на несколько категорий. Во-первых, это та киберпреступность, которая преследует промышленные цели. Во-вторых, государственные организации и правительства различных стран также специализируются на киберпреступности и преследуют самые разные политические и экономические интересы. И, как мы могли убедиться за последние несколько лет и особенно за последние месяцы, они могут таким образом развязывать информационные войны. Так что все не ограничивается рамками отдельной страны.

Как заявил недавно глава Европола, мы жили в мире, который был ограничен четырьмя измерениями, а сейчас мы своими собственными руками создали пятое цифровое измерение, которое не является осязаемым, но весьма ощутимо. И мы находимся сейчас в начале новой эпохи. Это пятое измерение создано людьми, и нам придется его учитывать. Вне зависимости от того, хорошо это или плохо, нам придется с этим жить. Так что нужно уметь этим всем управлять.

Об окружающей информационной среде

iBusiness: Какие источники информации вы предпочитаете — как на досуге, так и непосредственно в своей работе?

Бруно Дармон: Поскольку живу я во Франции, большинство медиа, используемых мной лично и в профессиональной работе, являются французскими. Однако, если говорить о компании в целом, то, конечно же, мы смотрим на глобальные источники информации. Как отраслевые, так и общие, деловые. Это, разумеется, и англоязычные сайты. Для этого мы используем информационный дайджест, где компилируются все новости, которые нам требуются для нашей профессиональной деятельности.