ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ В РОССИИ: БАРЬЕРЫ И ВОЗМОЖНОСТИ

5 типовых ошибок нового руководителя

В компанию со стороны приходит новый топ-менеджер. Как ему не наделать ошибок и не насмешить сотрудников, рассказывает Джефф Парсонс
20 апреля, в 18:09

На протяжении многих лет я работал в нескольких успешных компаниях. Приходилось мне работать и в компаниях менее успешных, но потенциально перспективных. Я заметил, что повсюду сталкиваются с одними и теми же проблемами управления при приеме на работу новых менеджеров.

Зачем мы нанимаем менеджеров или руководителей «извне» вместо того, чтобы повышать самых опытных собственных сотрудников? Для того чтобы «чужие» управленцы привнесли в бизнес новые идеи, создали новые продукты или направили развитие компании в нужное русло. Не всегда это идет гладко. В начале своей карьеры, до того как я стал занимать руководящие посты, я записывал для себя проблемы, связанные с «чужими» менеджерами. Мои заметки назывались так: «Ответ саркастичного работника».

За прошедшие с тех пор 20 лет проблемы в управлении не изменились. Поэтому я предлагаю вам свои заметки — описания пяти управленческих ошибок, которые часто делают новые руководители. И заодно — пять саркастичных реакций на их провальные идеи.

1. «Когда я работал в (предыдущее место работы), такого случиться не могло».

Саркастичный ответ: «Если все было так чудесно, зачем же вы ушли оттуда?»

Новые руководители часто попадают в эту ловушку. Это особенно характерно для тех, кто впервые занимает руководящий пост. Компании берут вас на работу за ваш богатый опыт. Они хотят получить от вас ответы на важные вопросы. Что вы узнали за всю свою карьеру? Как, на ваш взгляд, ваши знания и навыки будут работать на вас в новой компании?

Большинство компаний не принимает менеджеров на работу только лишь потому, что на предыдущем месте работы те реализовали большой проект или занимали руководящую должность. Прошлые заслуги не имеют значения, зато имеет значение накопленный опыт! Компании нужны вы — ваши знания, ваши навыки руководства и все прочее, чему вам удалось научиться за всю жизнь. Они берут на работу не глупую бумажку, не ваше резюме, а лично вас.

2. «Вы не поверите, как тут плохо». Или «Здесь все так перепутано».

Саркастичный ответ: «И вы делаете только хуже».

Вы пришли на новое место работы и увидели, что тут полный бардак? ОК, вы можете так думать. Вы можете захотеть сказать это всем. Но не надо этого делать, держите свои наблюдения при себе. В ту минуту, когда любой из «старожилов» услышит, что вы произнесли это, он начнет сомневаться в том, что вы справитесь со своей работой.

Хотите верьте, хотите нет, но у прежних руководителей тоже были свои планы, свое видение и свой стиль. Они работали не менее усердно, чем собираетесь работать вы. Но по некоторым причинам потерпели неудачу. Вы хорошо знаете эти причины? Нет? Руководители проблемных компаний знают о них. Они рассчитывают, что вы поможете им все исправить. Никому в вашей команде не нужно, чтобы вы в очередной раз говорили им о том, как у них все плохо. Они и так это понимают. Уверяю вас, они работали в тяжелых условиях дольше, чем вы. Они только и ждут, что вы направите их в сторону успеха.

Будьте честны, но думайте о будущем. Стройте разумные планы на перспективу. Не говорите только лишь о проблемах. Вместо этого расскажите всем, как их решить. Объясните, как успешные результаты вашей деятельности принесут пользу коллективу и компании в целом. Вдохновляйте сотрудников, чтобы они следовали за вами в будущее.

3. «Мы должны работать лучше!»

Саркастичный ответ: «#@&$?, капитан Очевидность!»

О да! Любой хотел бы ответить так боссу, который говорит подобное. Помните, что сотрудники придерживаются простой философии «А что ты за последнее время сделал для меня?». Если вам нужны от них лучшие результаты, вы должны что-то предложить взамен.

Вместо пустых фраз, ошибочно используемых для мотивации, решите какую-то конкретную технологическую проблему. Разработайте процедуру, которая позволит сократить избыточность. Уберите турникеты, через которые ежедневно проходят сотрудники. Убедитесь в том, что у каждого из них есть все необходимое для выполнения его работы. В компаниях, в которых не все гладко, люди часто работают спустя рукава именно потому, что для них не созданы условия.

Я видел операционные центры, в которых шатались стулья, не работали телефоны, а на столах стояли медленные древние компьютеры. Но при этом менеджеры продолжали требовать от сотрудников максимальной продуктивности. Такие требования бесполезны, если у работников нет основных инструментов для выполнения работы. В самом начале вашей деятельности любые практические действия по улучшению бизнес-процессов будут мотивировать гораздо сильнее, чем самые громкие лозунги.

4. «В компании (предыдущее место работы) мы всегда делали это так. И это всегда работало».

Саркастичный ответ: «Да-да-да, здорово, я очень рад за вас».

Эта вечная фраза со странной аргументацией меня удивляет. Новые менеджеры говорят так уверенно, как будто их предыдущая команда или компания намного превосходила ту, в которой они работают теперь. Я бы ответил им столь же саркастично: если там все было так здорово, лучше бы им было и поныне оставаться там…

Никогда не сравнивайте ваше предыдущее место работы с нынешним! Это вряд ли воодушевит ваших коллег. Вместо того чтобы говорить о принципах, которые вы исповедовали, расскажите о своем опыте. Поговорите о том, как внедрять лучшие практики для достижения целей, не используя подход «А вот у нас было так…».

5. «Вперед!»

Саркастичный ответ: «Ну и идите, а у меня есть работа».

Многие говорят так, потому что считают, что это восклицание в конце разговора или совещания даст сотрудникам стимул к дальнейшей работе. Об этом уже написано множество книг и статей.

Мы все хотим закончить разговор на позитивной ноте. Но не лучше ли дать работнику более честное наставление вместо общепринятого клише? «С этим проектом вы проделаете огромный путь, и я с нетерпением жду встречи с готовым продуктом». Или вы можете сказать примерно так: «Я знаю, что вы работаете в поте лица. Я ценю это и благодарю вас за то, что вы делаете каждый день».

Избегайте пустых лозунгов и клише. Не упускайте возможности поблагодарить каждого вашего работника. Если вы говорите искренне, ваша команда будет доверять вам и ответит благодарностью.

Автор — Джефф Парсонз (Jeff Parsons), директор службы новостей и спецпроектов Sinclair Broadcasting.

Оригинал публикации на английском языке