ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ В РОССИИ: БАРЬЕРЫ И ВОЗМОЖНОСТИ

Финансовый директор XXI века: стратег, ИТ-эксперт и генератор информации

Экспертные знания в сфере ИТ позволяют финансовому директору автоматизировать ежедневную рутину и высвободить время для развития бизнеса
27 мая, в 17:38
Страница

Мировая экономика стремительно меняется. Роботизация производств, ключевая роль информационных технологий, принципиально новые бизнес-модели — все это приводит к закрытию компаний, не уследивших за изменениями и не сумевших скорректировать бизнес-процессы.

Другие — компании современного типа, — напротив, прекрасно себя чувствуют в новых условиях. Одна из главных причин этого хорошего самочувствия — переосмысление функциональных ролей топ-менеджеров. В частности, сейчас существенно изменилась роль финансового директора, еще недавно казавшаяся консервативной.

Работа с потоками чисел — это информационные технологии

В конце XX века финансовый директор традиционно воспринимался как статистик, бухгалтер, контролер. Его работа сводилась к анализу данных в целях контроля. Его интересовало только то, что происходит в компании по факту: закрытие отчетного периода — по факту, разрешение проблем и исправление чужих ошибок — тоже по факту. И вся эта работа выполнялась, как правило, вручную: просмотром бумаг и сведением наиболее важных данных в разрозненные Excel-таблицы. В обязанности финансового директора входили контроль над затратами и эффективностью, анализ собранной отчетности, управление внешними операциями и внешними связями (например, с налоговыми инспекциями). Считалось, что этого более чем достаточно.

Но сегодня, в новых условиях, этого уже мало. Современный финансовый директор должен управлять компьютерным оборудованием. Именно управлять, а не пассивно пользоваться — и не несколькими простыми программами, а сложными информационными комплексами, в которых сочетаются статистические, аналитические и коммуникационные инструменты. Работа с числами, с базами данных, с большими непрерывными потоками взаимосвязанных данных — это работа с информацией, требующая опыта в информационных технологиях, чтобы правильно выбирать подходящие инструменты, точно настраивать их под текущие задачи и получать стабильные результаты.

Кроме того, современному финансовому директору необходимы глубокие навыки статистика, аналитика и визуализатора. И все это, не говоря уже о фундаментальных знаниях бухгалтерии и вечно меняющегося законодательства, должно совместиться в одном человеке.

Такое сочетание компетенций необходимо, чтобы прогнозировать будущее, а не только анализировать прошлое. Чтобы генерировать необходимую другим менеджерам информацию, позволяющую в реальном времени корректировать деятельность компании, принимая стратегически важные решения. Чтобы формулировать эти решения. Чтобы продумывать план развития бизнеса, заботиться о его стабильном росте. Финансовый директор в современном понимании — это стратег и катализатор инноваций, в том числе технологических. Он не только контролирует, но и управляет — и электронными информационными системами, и денежными средствами, и людьми.

Обратная связь повышает качество решений

Финансовый директор — это человек, который может и должен делиться данными. С кем и какими — это зависит от обстоятельств. Важно, чтобы у него были соответствующие технологии.

Финансовый отдел — это тот конец цепочки документооборота, который собирает воедино данные, принципиально важные для компании. Это и коммерческие данные, и маркетинговые — в общем, много полезнейших сведений, к которым нет доступа у других отделов. Ценны не только сами эти данные, но и производные от них — статистика, аналитика, визуализация, экстраполяция и так далее. Они должны предоставляться руководящим сотрудникам в адаптированных форматах. Без этих данных руководители отделов действуют во многом наугад, не чувствуя финансовой обратной связи по результатам своих решений.

Раньше финансовые отделы представляли отчеты лишь в регуляторные периоды, обычно в своих весьма узких форматах, в своей терминологии. Информационные технологии еще 10 лет назад не были настолько развиты, чтобы каждая компания могла поставить и решить задачу быстрой подготовки адаптированных отчетов для разных отделов в нужное им время, в нужных им аналитических разрезах и в удобных форматах. А теперь эта задача считается базовой, обычной. И финансовые отделы все больше работают по принципу «службы единого окна». Такая служба дает возможность взаимодействовать с разными отделами, чтобы делиться данными — регулярно и систематизированно снабжать всю компанию ценной информацией. Чтобы все отделы могли работать в едином информационном пространстве. И одна из главных задач финансового директора — сформировать это пространство, без которого уже нельзя растить конкурентоспособный бизнес.