Как выбраться из капкана страстей по бизнесу?

Лиз Райан рассуждает о настоящем и будущем тех, кто хочет стать своим в бизнес-сообществе, при этом находясь во власти денег, внешних атрибутов и перспектив сорвать большой куш
22 октября 2014, в 16:44

Я спустилась на лифте в холл конференц-отеля за пятнадцать минут до своей презентации. Я хотела зарегистрироваться и сообщить организаторам о том, что я пришла.

Когда двери лифта открылись, я направилась прямиком к столику регистрации, нашла ведущего утренней церемонии, и мы обменялись рукопожатием.

«Все готово, — сказал он. — Мы настроим под вас микрофон за пять минут до вашего выступления».

Итак, у меня есть десять минут. Я огляделась в поисках укромного местечка, где можно скоротать время и поразмышлять.

Но… слишком поздно!

Я почувствовала, как кто-то коснулся моего плеча. «Лиз!» Я обернулась и увидела энергичного мужчину лет сорока.

«Могу ли я представиться, прежде чем мы начнем разговор?» «Хм, здравствуйте, — ответила я, поприветствовав его по имени, которое было написано на бейдже, прикрепленном на лацкан пиджака. — Рада вас видеть».

С его стороны это не выглядело как обычное формальное знакомство, и он рассчитывал на продолжение.

«Я только что присоединился к удивительному бизнесу, — сказал он. — Я хочу рассказать вам об этом».

«У меня есть только минутка…» — начала было я. Это его не остановило, и он продолжал.

«Это очень перспективное дело. Какой масштаб, это просто революция. Мы меняем представление о мобильных технологиях. Это будет крупный бизнес, он вырастет до громадных размеров! Мы имеем дело с большим цифрами, с абсолютно невероятными показателями».

«Я говорю о том, за что будут готовы перегрызть друг другу глотки все венчурные капиталисты. Прогнозы многообещающие, перспективы огромны — оценки просто сумасшедшие».

Этот парень собирается за минуту израсходовать весь свой запас прилагательных, подумала я.

«Вы никогда не видели ничего подобного. Дождитесь финансовых результатов. Они перевернут ваш мир», — продолжал он возбужденно.

Я взглянула на часы, висящие в холле отеля. Я так и не услышала, о каком бизнесе идет речь. Он не сказал ни слова ни о продукте, ни о миссии, если она вообще там была.

Он знал то, что его заботило больше всего, — цифры. И эти цифры были огромны!

«Я должна надеть микрофон и проверить звук», — сказала я.

«Вы должны об этом знать, — продолжал зацикленный на цифрах мужчина. — Это кардинально отличается от всего, что вы видели прежде. Через пять лет это будет стоить миллиард долларов».

«Потрясающе!» — прощебетала я и поспешно ринулась к звукоинженеру, чтобы успеть наладить звук до своего выступления, оставив любителя больших цифр в одиночестве.

Я так и не поняла, что это был за бизнес и почему он так заинтересовал этого мужчину. Когда я убегала, последним криком в спину было: «Вы должны это увидеть — это колоссальное предприятие».

Каждый день я общаюсь с представителями деловых кругов, которые не могут объяснить, почему они делают то, что делают. Они возбуждены тем, что я называю «страстью по бизнесу» (Business Porn) — они находятся во власти блеска и очарования денег, могущества, внешних атрибутов и перспектив сорвать большой куш, которые делают их известными в бизнес-сообществе, по крайней мере они так считают.

Такие люди могут говорить только о деньгах, которые можно заработать в их новом бизнесе, но за громкими словами отчетливо проявляется желание казаться более могущественными, чем они есть на самом деле.

«Страсти по бизнесу» проявляются в тяготении к ложным кумирам в деловом мире: большие титулы и большие бюджеты, фотографии на обложках журналов, власть, преклонение и самое главное — деньги, деньги и еще раз деньги.

Каждый хочет быть успешным по жизни. У каждого из нас есть свое собственное определение этого успеха.

«Страсти по бизнесу» — это неспособность видеть дальше таинственной силы могучего Бизнес-Титана, промышленных магнатов и самых богатых людей на планете. Кого может удивить тот факт, что деловой мир полон бизнес-наркоманов?

Мы подсаживаем людей на этот наркотик.

Мы превратили кабинет с большими окнами и служебную машину в поддельные признаки успеха, в сказочный мир бизнеса для новичков. Это мы научили молодых людей, что значимость человека в этом мире определяется тем, на какой ступеньке он стоит в структуре организации. Он важное лицо, потому что ему платят больше других и он занимает более высокую должность.

Мы не можем противостоять зацикленности этих новичков на самых богатых людях на земле, на предпринимателях с самыми высокими доходами и на финансовых магнатах, чье состояние оценивается миллиардами долларов. А что дальше? Ждать с нетерпением появления нового выпуска журнала с материалами про самых богатых людей на планете? Читать истории о миллиардерах и судить о людях, основываясь на их размере капитала?

Сами мы будем зацикливаться на престижных районах и первоклассных вещах, в том числе дорогой одежде, которую носят по-настоящему успешные деловые люди. Вы знаете, почему они носят эту одежду? Они носят ее, потому что они не знают, кто они без этих шмоток.

Каждую неделю я часами общаюсь с людьми, которые находятся на вершине мирового бизнеса. Они также должны находиться на вершине иерархии потребностей по Маслоу, согласно теории американского психолога.

Некоторые да, а некоторые совсем нет. Они имеют те же проблемы и заботы, что и каждый из нас. У них огромные дома, гораздо большие, чем им на самом деле нужно по их потребностям. Но они не думают о своем жилище. Они думают о проблемах, с которыми им приходится сталкиваться на работе.

Они думают о том, как урвать глоток жизни в те редкие минуты отдыха, которые выпадают в их жестком графике работы. Поздно ночью они думают о своем наследии.

Им так одиноко на вершине, но такова правда жизни. Каждый лидер команды, каждый руководитель познает вкус этого одиночества, и чем выше вы поднимаетесь, тем оно сильнее.

Самые счастливые руководители — те, которые знают, почему они работают, и понимают цель, которая движет теми, кто находится рядом. Они заботятся о людях и о нашей планете.

Вот почему они связали свою жизнь с Human Workplace. Они понимают, что ни деньги, ни привилегии не имеют смысла, если они не делают что-то значимое само по себе.

«Страсти по бизнесу» диктуют нам определенную манеру поведения. Так, мы должны вести себя как жесткие представители деловых кругов, прилагать огромные усилия, стремясь продвинуться вперед, работать каждую ночь, вкалывать по выходным, идти напролом, по головам, если этого требует ситуация — и все наши мечты сбудутся. Мы будем есть изысканные блюда в модных ресторанах и останавливаться в самых дорогих отелях.

Такое явление, как пристрастие к бизнес-роскоши, подверженность бизнес-страстям, процветает среди молодых предпринимателей, которым сказали, что профессиональный успех измеряется в долларах и центах. Бизнес-школы для людей, подверженных бизнес-страстям, — это как курильни опиума для наркоманов.

Молодые предприниматели или стартаперы погрязли в страстях по бизнесу и предаются безумию, фантазируя о венчурном финансировании, IPO (первичном размещении акций) и хоккейных клюшках.

Что происходит в результате с их личной жизнью? Кто скрывается за трофеями, статусом и корпоративными карточками? Что остается, если убрать громкие слова и высокие должности?

Я была на конференции, где выступал известный предприниматель-миллиардер и агент влияния на LinkedIn. Он рассказывал о том, как достиг успеха. Кто-то спросил его: «А как насчет вашей жизни вне работы?»

«К черту личную жизнь, — сказал спикер. — Если вы хотите быть похожими на меня, вы должны о ней забыть».

«Страсти по бизнесу» овладевают людьми, которые думают и говорят так же, как он. Вы можете не ощущать свою зависимость от этого пагубного состояния. Вы можете потешаться над тем, что я здесь пишу, но ваше тело будет чувствовать усталость.

Когда ваш младший ребенок покинет родительский дом, когда в один прекрасный день у вас выбьют почву из-под ног или когда вы продадите свой бизнес за большие деньги, вы поймете, что вам некуда идти и вас никто уже не ждет, вы вдруг осознаете, что все это время вы молились не тому богу.

Автор — Лиз Райан (Liz Ryan), основатель и СЕО консалтинговой компании Human Workplace, вошла в топ-500 лучших HR-менеджеров Америки.