Почему могущественные лидеры не боятся выражать свой гнев

Как правильно «выходить из себя», рассказывает писатель и колумнист Джефф Хейден
17 декабря 2014, в 13:16

Подумайте о чрезвычайно успешных людях. Они логичны. Они рациональны. В условиях кризиса, перед лицом опасности или серьезной некомпетентности они сохраняют хладнокровие и сосредоточенность и всегда «держат марку».

Они не выходят из себя, если их что-то рассердило — или по крайней мере не показывают своего гнева.

Если только это не Стив Джобс. Или Джефф Безос. Или Билл Гейтс. Или Ларри Эллисон. Или…

Большинство из нас учили, что единственный способ эффективно руководить — это сдерживать, подавлять и скрывать такие эмоции, как гнев и разочарование. Стань профессионалом или отправляйся восвояси несолоно хлебавши, не так ли?

Не так.

Согласно результатам исследования, проведенного экспертами по эмоциональному интеллекту Генри Эвансом и Колмом Фостером, самые высокоэффективные руководители — и команды сотрудников, добивающиеся самых высоких показателей в своей работе, — используют и выражают весь спектр эмоций.

Самые высокоэффективные руководители — и команды сотрудников, добивающиеся самых высоких показателей в своей работе, — используют и выражают весь спектр эмоций, в том числе и гнев

Что, когда вы об этом думаете, вполне понятно: мы все можем рассердиться, так почему бы не воспользоваться этими эмоциями? Эванс и Фостер утверждают, что гнев на самом деле полезен, когда он обуздан и вы его можете контролировать, так как это содействует развитию двух полезных поведенческих возможностей.

— Гнев позволяет сосредоточиться на проблеме. Стоит вам хорошенько разозлиться, и вы, как правило, концентрируете все свое внимание на одной вещи — источнике вашего гнева. Вас ничто не отвлекает. Вы не поддаетесь искушению поработать в многозадачном режиме. Вы видите только то, что находится перед вами. Эта степень концентрации внимания может быть чрезвычайно эффективным средством.

Стоит вам хорошенько разозлиться, и вы, как правило, концентрируете все свое внимание на одной вещи — источнике вашего гнева

— Гнев порождает уверенность в себе. Стоит вам рассердиться, и вы получите прилив адреналина, усиливаются ваши чувства и ослабляются сдерживающие механизмы. Гнев — в небольших контролируемых дозах — может быть искрой, которая поможет вам начать действовать.

Но существует одна серьезная проблема, связанная с тем, что человек может выйти из себя: легко сказать или сделать то, о чем позднее вам придется пожалеть. Вот почему ключ к обузданию гнева — найти способ, как оставаться благоразумным и контролировать ситуацию в то время, когда вы сердитесь.

Гнев — в небольших контролируемых дозах — может быть искрой, которая поможет вам начать действовать

Задача кажется невыполнимой? Отнюдь. И тому есть два примера:

1. Рассердитесь не на человека, а на поступок, который он совершил. Скажем, работник делает ошибку. Давая выход эмоциям, вы говорите: «Как ты можешь быть таким тупым?» Выпустив пар, вы можете почувствовать себя лучше — секунд 10 — но это, конечно, не поможет и проблему не решит.

Вместо этого попробуйте сказать: «Вы выполняете большую работу… но я действительно не могу понять, сколько ни пытаюсь, зачем вы это сделали. Мы можем с вами об этом поговорить?» Обращая ваше разочарование на действие, а не на самого работника, вы тем самым не провоцируете его на агрессию и самооборону, в то же время вы выражаете свое естественное недовольство случившимся — все это поможет вам сосредоточиться на решении проблемы.

Обращая ваше разочарование на действие, а не на самого работника, вы тем самым не провоцируете его на агрессию и самооборону, в то же время вы выражаете свое естественное недовольство случившимся

2. Направьте свой гнев на преодоление беспокойства или страха. Когда мы нервничаем или испытываем страх, мы часто впоследствии сожалеем о том, что мы чего-то не сказали.

Вы вне себя от ярости, потому что поставщик не прислал товар, но боитесь сказать что-то по этому поводу — из-за страха навредить долгосрочным деловым отношениям. Не скрывайте своего страха или гнева. Признайте, что вы вне себя от ярости. По крайней мере дайте понять, что вам это все очень не по душе.

Не скрывайте своего страха или гнева. Признайте, что вы вне себя от ярости. По крайней мере дайте понять, что вам это все очень не по душе

Когда вы это сделаете, вы почувствуете прилив адреналина, который поможет переместить вас из зоны страха в зону комфорта, в золотую середину, где вы чувствуете, что увлечены своей работой, мотивированы и готовы делать свое дело с большим энтузиазмом.

Просто убедитесь в том, что вы способны начать с малого

Большинство людей удерживают злость и гнев в себе слишком долго. Их чувства нарастают до тех пор, пока они уже больше не могут контролировать себя, а затем взрываются. Полная потеря спокойствия является неэффективным способом — в лучшем случае и приведет к невероятным разрушительным последствиям — в худшем. В этом случае главное — потихоньку и размеренно позволять себе выражать более слабые проявления гнева, начиная от раздражения, переходя к разочарованию, а затем, наконец, к гневу.

Главное — потихоньку и размеренно позволять себе выражать более слабые проявления гнева, начиная от раздражения, переходя к разочарованию, а затем, наконец, к собственно гневу

Шаг первый: когда вы раздражены, не подавляйте это чувство. Подумайте о том, что вы чувствуете. Подумайте о том, почему вы это чувствуете. Затем поработайте над своими чувствами. Скажите то, что вы должны сказать, позволяя вашему раздражению выйти на поверхность. Вам не придется беспокоиться о потере самообладания, потому что вы не злитесь — вы просто раздражены.

Затем вы можете подняться на следующий уровень — выражать разочарование. При этом сосредоточьтесь на том, как вы себя чувствуете. Спросите себя, вы используете ваше разочарование как оружие или в качестве инструмента?

Затем вы сможете перейти на последний уровень, выражая гнев. Опять же, проанализируйте свои чувства и действия и ответьте себе на вопрос: вы управляете своим гневом и поведением или ваш гнев и ваши действия идут впереди вас?

С течением времени вы научитесь контролировать и обуздывать свои чувства, когда вы, раздраженный и взбешенный, сможете держать себя в руках и управлять своими эмоциями так, как нужно вам.

Гнев является сильным и неподдельным чувством, присущим таким же великим и искренним людям — лидерам с большой буквы.

Все великие лидеры искренни и самобытны. Вот почему мы следуем за ними.

Хотите быть великим лидером? Перестаньте пытаться скрыть отрицательные эмоции

Хотите быть великим лидером? Перестаньте пытаться скрыть отрицательные эмоции. (Кроме того, шансы, что вы можете успешно скрыть свои чувства, крайне малы. Вы можете злиться и думать, что никто этого не замечает… поверьте, это не так. Ваши сотрудники прекрасно все понимают.)

Так что не надо притворяться. Найдите подходящий способ выразить свои чувства, не выходя за рамки приличий.

«Как мы говорим нашим клиентам, — пишут Фостер и Эванс, — не притворяйтесь. Расстраивайтесь, огорчайтесь, но не теряйте разума, пребывая в расстройстве». Таким образом вам удастся сохранить ваши отношения и поддержать ваши профессиональные связи, работая над преодолением возникших трудностей и проблем.

Скажем, вы проиграли крупный контракт своему конкуренту, которого вы и ваша команда не восприняли всерьез. Не бойтесь все последующие месяцы напоминать вашему коллективу об этом неприятном инциденте. Если вы недовольны текущей деятельностью вашей команды, не бойтесь сказать что-то вроде: «Давайте вспомним тот день. Помните, что случилось, когда те кретины получили «наш» контракт. Помните, что все мы чувствовали в тот момент. Помните письмо, которое мы получили и в котором сообщалось об отмене контракта. Каждый раз, когда я читаю это письмо, я прихожу в бешенство. Так что давайте сделаем так, чтобы это никогда больше не повторилось».

Умение выражать свои чувства поможет вам и вашей команде оставаться сосредоточенными на главном и не распыляться по мелочам. Это также будет служить мощным напоминанием о том, что вам не стоит впредь вести свои дела «по старинке».

Умение выражать свои чувства поможет вам и вашей команде оставаться сосредоточенными на главном и не распыляться по мелочам

Автор — Джефф Хейден (Jeff Haden), писатель, колумнист журнала Inc.

Оригинал публикации на английском языке