6 вопросов, которые способны изменить карьеру и бизнес

Задавать правильные вопросы в школах не учат. Не предусматривают развитие этого навыка и программы МВА. Заполнить пробелы в знаниях поможет Андреас фон дер Хейдт, директор Kindle Content в Amazon
26 декабря 2014, в 09:56

Прогресс и инновации — и в конечном счете успех — во многом зависят от вопросов, которые были заданы — в силу необходимости или просто из любопытства.

К сожалению, многие из нас уже забыли, как задавать вопросы. Другие стали слишком ленивы, чтобы заставить свой мозг работать. У третьих, вероятно, нет возможности поднять те или иные вопросы или они просто боятся это делать. Но почему?

Давайте смотреть правде в глаза: наши системы образования, образ жизни и даже деловой мир не приспособлены к вопросам. Кроме того, мы часто склонны подходить к рассмотрению темы довольно поверхностно, задавая вопросы, которые скорее служат проверкой и подкреплением знаний (в основном мы используем закрытые вопросы, которые предполагают однозначный ответ), чем достоянием пытливых умов (которые чаще всего задают открытые вопросы, желая получить большой объем информации).

Чтобы как-то повлиять на ситуацию, я предлагаю вам следующий комплекс действенных вопросов, которые будут вам полезны как в профессиональной, так и в личной жизни:

1. Вопросы, начинающиеся со слова ПОЧЕМУ

Этот вопрос должен быть номером один в списке. Он служит стимулом для первого шага. Он способствует более глубокому пониманию цели, перспектив и необходимости перемен. Неугомонные и успешные компании, чаще всего стартапы, особенно сильны в такого рода вопросах. Примеры:

«Почему я это делаю?»

«Почему они выбрали именно этот цвет?»

«Почему мы это делаем именно так?»

«Почему мы в этом бизнесе?»

2. Вопросы со словами ПОЧЕМУ НЕ

Это больше, чем просто противоположный вопрос тому, который начинается со слова «почему». Здесь речь идет о преодолении сопротивления — ваших собственных внутренних сомнений или возражений и замечаний других людей, которые ставят под сомнение ваши идеи и представления. Примеры:

«Почему я не должен сейчас все бросить?»

«Почему мы не продаем корм для собак вместо машин?»

«Почему нашим клиентам может не понравиться это предложение?»

3. Вопросы, начинающиеся со слов ЧТО ЕСЛИ и А ЧТО ЕСЛИ НЕ

Эти вопросы позволяют нам продвигаться вперед в процессе принятия решений. Благодаря им наши идеи кажутся нам более реальными и мы подходим все ближе к их возможному воплощению. Они также помогают нам найти правильный ответ или наиболее подходящее решение. А также позволяют избежать ошибок. Примеры:

«А что если нам это сделать по-другому?»

«А что если деньги не были бы проблемой?»

«Что если я не стану запускать этот проект?»

«А что бы было, если бы наша компания не имела конкурентов в данном сегменте рынка?»

4. Вопросы со словами ЧТО ЕЩЕ

Это важный, порой решающий вопрос, о котором часто забывают. Так, при поиске ответов на этот вопрос мы можем радикально изменить свой взгляд на вещи, а вместе с ним поменять и всю концепцию. Он помогает нам размышлять над различными вариантами и содействует в поиске возможной альтернативы. Это побуждает нас думать о смелых решениях и глубже вникать в проблему. Примеры:

«Что еще мы можем сделать?»

«Что бы еще сделал Уоррен Баффет?»

«Какие еще результаты призван обеспечить данный продукт?»

«Чего еще от нас ожидают наши клиенты?»

5. Вопрос КАК?

Это предпоследний вопрос. Относится к категории самых сложных вопросов, так как сводит воедино творческое и стратегическое мышление. Постановка вопросов подвергает анализу более функциональные аспекты, проблемы и задачи. Примеры:

«Как с помощью этого я могу улучшить свою жизнь?»

«Как запустить продукт на рынок, чтобы он выстрелил?»

«Как бы это сделали Питер или Сара? Как бы это сделала компания-конкурент? Как бы они это сделали, работая в другой отрасли?»

6. Вопросы КТО? и КОГДА? / К КАКОМУ СРОКУ?

И наконец, для гарантированного осуществления всех наших задач, идей и концепций мы должны поднять эти два блока закрытых вопросов. (Примечание: не задавайте закрытых вопросов до этого этапа процесса оценки.) Примеры:

«Кто будет рассматривать жалобы клиентов подобного рода?»

«Когда мы сможем его доставить?»

«К какому сроку Фред сможет заменить материал?»

К сожалению, в школах не учат задавать правильные вопросы. Не предусматривают их, как правило, и программы МВА. Использование этих вопросов в вашей повседневной жизни поможет вам переступить через боязнь неудачи, поспособствует позитивным изменениям как в работе, так и в личной жизни и поможет вам понять, чего вы действительно хотите. Умение ставить правильные вопросы станет вашей палочкой-выручалочкой при введении улучшений и запуске инновационных решений.

В современном деловом мире подобную постановку вопросов часто считают пустой тратой времени, тем, что лишь отвлекает от выполнения задач. Лично я тоже считаю себя человеком действия, но в то же самое время я верю в обдумывание, анализ, изучение и составление тщательно продуманной стратегии.

А для того чтобы она была убедительной и всеобъемлющей, мы сперва должны научиться правильной постановке вопросов.

Как гласит китайская поговорка: «Тот, кто задает вопрос, рискует на пять минут прослыть глупцом. Тот, кто не задает вопросов, останется глупцом на всю жизнь».

Андреас фон дер Хейдт (Andreas von der Heydt) — директор Kindle Content в Amazon, региональный директор Amazon BuyVIP (Германия).

Оригинал публикации на английском языке