ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ В РОССИИ: БАРЬЕРЫ И ВОЗМОЖНОСТИ

5 способов прокачать эмоциональный интеллект

Пенелопа Транк делится советами, как улучшить навыки общения и повысить уровень своего эмоционального интеллекта, чтобы не быть руководителем-«середнячком»
30 марта, в 13:43

Успешные люди имеют высокий уровень эмоционального интеллекта. Они знают, что думают и чувствуют окружающие, и понимают, что нужно сделать, чтобы те лучше относились к своей работе. У меня синдром Аспергера (одно из общих нарушений развития, характеризующееся серьезными трудностями в социальном взаимодействии, а также ограниченным, стереотипным, повторяющимся репертуаром интересов и занятий), поэтому мне как никому другому необходимо улучшать навыки общения. Я также постоянно ищу новые пути для усовершенствования своего эмоционального интеллекта.

Поскольку социальные коммуникации у меня развиты меньше, чем у большинства других людей, я постоянно работаю над собой. Здесь собраны общие принципы, которые помогают мне совершенствовать навыки социального общения.

1. Люди знают, когда вы притворяетесь, — не пытайтесь их одурачить

Если вам на что-то глубоко наплевать, не надо притворяться, как вы привыкли это делать. Окружающие люди не так глупы, и им не составит труда понять, что к чему. Вы, наверное, слышали об исследовании, посвященном тому, как человек улыбается? Так вот, ученые доказали, что, когда вы улыбаетесь искренне, по-настоящему, оживает все лицо и вокруг глаз появляются характерные морщинки. Если их нет, это фальшивая улыбка. Люди сознательно об этом не думают, да им это и не нужно. Они на подсознательном уровне чувствуют, что ваша улыбка обманчива.

На самом деле большинство того, что мы ощущаем на подсознательном уровне, верно. Умение правильно интерпретировать мимику и жесты является важным навыком выживания, и у нас были миллионы лет, чтобы его усовершенствовать. И мы в этом преуспели.

Благодаря этому мы также мгновенно узнаём, что другие думают о нас. Исследование, проведенное в Университете Торонто, показало, что люди могут оценить степень эмпатии, проявляемой другим человеком, просто просмотрев с ним 20-секундное видео без звука. Мы читаем по лицам, а не только слушаем, что нам говорят. Вот почему очень трудно имитировать свои чувства и эмоции, когда вы их не испытываете. Никто на это не купится.

2. Меньше чувств, больше дела

Всякий раз, когда я читаю книги, посвященные развитию социальных навыков (через мои руки проходит много подобной литературы), я черпаю много интересной информации о том, что я должна сказать и как поступить. Например, когда кто-то рассказывает что-то о себе, вместо того чтобы прерывать собеседника и делиться своим опытом, я должна задать вопрос другому человеку о нем самом.

И конечно, я могу это сделать. Любой может. Но так как я на самом деле ничего при этом не чувствую, все это не производит должного впечатления. Здесь наблюдается несоответствие между тем, что я делаю, и тем, какие эмоции проявляются на моем лице. Это даже хуже, чем если бы я просто перебила своего собеседника. Теперь я понимаю: сама идея выдавать себя за понимающего человека не имеет смысла.

Когда питать неподдельный интерес бывает трудно, сделайте что-то действительно полезное. Лично мне так поступать гораздо проще, и это укладывается в рамки правил.

3. Знайте, с кем вы имеете дело

Итак, сделайте что-нибудь полезное. Любой человек вам скажет, что, когда вы признаёте заслуги людей и цените их за то, что они делают, это приносит им чувство глубокого удовлетворения. И это действительно так. Правда, никто вам этого не скажет, так как не совсем очевидно, как правильно это сделать. Не существует единого оптимального способа, который работает для всех. Все зависит от конкретного человека с его индивидуальными особенностями личности.

Среди 16 возможных типов личности выделяют четыре доминирующих. Эти четыре доминирующих типа могут действовать на основе мотивов, связанных с властью или взаимоотношениями с другими людьми, а также могут руководствоваться своими идеалами и возможностями показать свое мастерство.

4. Сначала признание, потом награда

Вот почему очень важно никогда не упускать возможности выразить признание человеку за хорошо выполненную работу и сделать это с искренней благодарностью. Еще лучше вознаградить этого человека за усилия, предложив ему подходящую работу. Таким образом вы мотивируете его продолжать действовать в том же духе.

Какую работу можно назвать подходящей, зависит от того, к какому типу личности принадлежит человек. Вот как вдохновить четыре типа личности, если брать за основу то, что их мотивирует:

Власть: это тип личности, к которому можете принадлежать вы как руководитель. Когда проект завершен, такие люди жаждут получить общественное признание, не меньше. Они хорошо подходят для работы над прогрессивными инновационными проектами, рассчитанными на далекую перспективу.

Взаимоотношения: это заводилы. Подобно первому типу личности, они также стремятся к общественному признанию, но хотят его получить из интереса и для удовольствия, чтобы потом произнести зажигательную благодарственную речь. Доверяйте им проекты разноплановые и четко сформулированные.

Тонкая работа, требующая высокого уровня мастерства: перфекционисты. Хвалите их, воздавайте им должное за внимание к деталям и делайте это в частном порядке, в беседе с глазу на глаз. Они не любят лишней суеты, но хотят знать, что их ценят, и видеть этому подтверждение. Используйте их работу в качестве стандарта где только возможно.

Совершенство, идеал. Это крестоносцы. Они не хотят ждать окончания проекта, чтобы получить вознаграждение. Хвалите их в течение всей работы над проектом, пусть они чувствуют, что вы цените их вклад в общий результат, их умение работать в команде. Это показывает, что вы верите в их способности устанавливать прочные партнерские связи. Доверяйте им проекты, где требуется этот навык.

5. Засвидетельствуйте свое уважение человеку в наиболее понятной и действенной для него форме

Вы не всегда можете напрямую воздать должное людям, работающим с вами или на вас, но вы всегда можете показать, что вы цените их работу. Зная, к какому типу личности относится тот или иной человек, вы сможете подобрать наиболее подходящий способ, как засвидетельствовать ему свое признание, как расставить акценты, на чем сделать упор.

Для того чтобы овладеть этим навыком, потребуется время. Но не достаточно просто знать, что вам нужно кого-то как-то отметить, когда у вас будет на это время. Люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта знают, кого, когда и как благодарить в своей организации. Это то, что отделяет успешных менеджеров от середнячков.

Автор — Пенелопа Транк (Penelope Trunk), автор многочисленных статей бизнес-тематики, консультант по вопросам карьеры, блогер, серийный предприниматель, сооснователь Quistic и Brazen Careerist.

Оригинал публикации на английском языке