ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ В РОССИИ: БАРЬЕРЫ И ВОЗМОЖНОСТИ

Джон Янч: «Сначала стратегия, затем тактика»

Эффективная маркетинговая стратегия должна предшествовать любым практическим шагам, считает создатель системы прикладного маркетинга для малого бизнеса
27 апреля, в 10:14
Страница

В своей книге «Маркетинг без диплома» Джон Янч объясняет, как не перепутать стратегию с целью, задачей или миссией, и описывает разработанный им трехступенчатый процесс ее создания. Главу, посвященную стратегии, iBusiness.ru републикует с разрешения издательства «Манн, Иванов и Фербер».

«Я считаю маркетинговую стратегию гораздо более важной для малого бизнеса, чем тактику. И все же тактические приемы вроде «идеи недели» стабильно привлекают повышенное внимание владельцев бизнеса.

Стратегия и тактика должны использоваться в связке, чтобы набрать обороты. Но эффективная стратегия должна предшествовать любым тактическим шагам.

Мое мнение по этому поводу лаконичнее всего резюмирует следующая цитата Сунь-Цзы, позаимствованная из его трактата «Искусство войны»* и отраженная в названии этой главы: «Стратегия без тактики — это самый медленный путь к победе. Тактика без стратегии — это просто суета перед поражением».

Почему стратегия обычно по сути оказывается пустой болтовней? Потому что многие неправильно понимают, что это такое. А я начну с того, чем она не является. Стратегия не ваш список желаний, набор целей, формулировка миссии или длинное перечисление задач. Что же это?

«Как», а не «что»

Маркетинговая стратегия — четкое объяснение, как вы собираетесь добраться из точки А в точку Б, а не куда именно вы пытаетесь попасть или где точка Б находится. Суть эффективной маркетинговой стратегии — в лаконичном объяснении утвержденного плана действий для достижения целей.

Стать лидером рынка — не стратегия, а цель. Служить своим клиентам с честью и достоинством — тоже не стратегия, а миссия. Удвоить число новых клиентов — и это не стратегия, а задача.

Цели, задачи и миссия — это замечательно. Но важно, как именно вы планируете реализовать их. Это и есть стратегия. В сочетании с логичным набором тактических действий она обеспечит вам путь к успеху.

Возможно, чтобы стать лидером рынка, лучше всего выбрать очень узкую нишу и доминировать в ней. Чтобы служить своим клиентам с честью и достоинством, лучшая стратегия — начать с подбора персонала. Чтобы удвоить число новых клиентов, эффективнее создать формальную сеть стратегических партнеров-рекомендателей.

Каждой из этих стратегий соответствует собственный список тактических шагов. Но для всех планов и кампаний ваша утвержденная стратегия станет фильтром при принятии решений и планировании.

На основе своего опыта сотрудничества с тысячами владельцев малого бизнеса я разработал трехступенчатый процесс создания маркетинговой стратегии. Но должен предупредить, что «джокером» в этом процессе могут оказаться и условия рынка, и конкурентная среда, и новые возможности. Компания, реализующая свою маркетинговую стратегию в условиях зрелого рынка с опытными игроками, находится совсем в ином положении, чем компания, пытающаяся внедрить новую технологию на рынке с еще не сформировавшимися правилами.

Страница