Уберите «глядь»

Питерцы пожаловались на рекламу, в которой им привиделось матерное слово.

В конце октября жители Санкт-Петербурга возмутились неэтичной, по их мнению, рекламой. Претензии граждан на заседании Общественного совета по рекламе представил депутат Законодательного собрания Виталий Милонов, в приемную которого, по его словам, поступили жалобы. Гражданам не понравилась реклама, в которой употребляется слово «глядь». Жители города считают, что «глядь», которое занимает треть рекламной площади, созвучно с бранным словом.

Фото: instagram.com/anton.cherkasov

Некоторые члены совета отмечали, что слово «глядь» – литературное, а реклама, соответственно, является этичной. На заседании привели цитату из «Сказки о царе Салтане» Александра Сергеевича Пушкина: «Глядь – поверх текучих вод лебедь белая плывет». Другие члены совета все же поддержали претензии жителей.

«Но большинство, отметив, что слово "глядь" занимает на рекламном плакате доминирующее положение, приковывает к себе внимание и вызывает ассоциации с непристойным высказались в поддержку позиции возмущенных граждан», – говорится в сообщении Федеральной антимонопольной службы.

iBusiness попросил креативного директора NPF Creative Group Олега Деркачева прокомментировать ситуацию с запретом рекламы. 

Если верить истории, в 1923 году Ленин в беседе с наркомом просвещения Луначарским произнес: «Пока народ безграмотен, из всех искусств важнейшими для нас являются кино и цирк». Похоже, история повторяется… Стиль общения становится проще и жестче! Наша культурно-криминальная столица Санкт-Петербург активно внедряет в жизнь новый стиль общения в рекламных коммуникациях, задавая тон российскому рекламному сообществу. Недолго мы жили без новорусских открыток на билбордах, на смену им приходит новый русский мат. Что это: дань времени или падение нравов? Язык наполняется идиомами. Сергей Шнуров с группой «Ленинград» стал любимым культурным явлением, их популярность не ограничивается Питером или даже границами России. Музыкальная бизнес-модель шоумена, построенная на нецензурной лексике, себя оправдала – «Ленинград» одна из самых высокооплачиваем групп, а ее лидера можно видеть в рекламе, правда, пока без мата. Как работают в этом направлении законы? В последнем интервью на Радио Свобода Сергей признался, что выступления группы запрещали в Москве и по России только при Лужкове. Cейчас же, несмотря на активные гастрольные туры, он не оплатил ни одного штрафа. Использование пограничной лексики становится все популярней на телевидении, в литературе и театре. Премьера романтического трэш-эпоса о любви и смерти «Мушкетеры» Константина Богомолова началась с обращения: «Уважаемые зрители, в спектакле вы услышите следующие слова: “Фуй” – Федор…– “Лядь” – Леонид ...». Донесение информации и градуса эмоций решается сегодня неформальной лексикой.

Пожалуй, самым известным примером заигрывания с нецензурной лексикой является реклама «Евросети». Компания использовала слоганы  «Евросеть – цены просто о...ть» и «Ни ... себе, все – людям!». Реклама оказалась очень популярной, однако антимонопольщики возбудили в отношении компании дело, посчитав, что в слоганах используется нецензурная лексика. Также широкую известность получила реклама пылесосов в «Эльдорадо» со слоганом «Сосу за копейки». Компании пришлось под давлением общественности изменить слоган на «Отдам за копейки». 

Скриншот видео с YouTube

Насколько правомерны претензии властей и граждан – непонятно. В случае со слоганом «Ни ... себе, все – людям!» ФАС планировала использовать в качестве критерия как раз мнение жителей, чтобы убедиться, что реклама вызывает у граждан те же ассоциации, что и у сотрудников службы. В  «Евросети» уверяли, что ради привлечения внимания закрасили одно слово и не видят в этом никакого нарушения закона. В рекламной индустрии допускают использование лексики, которая созвучна с нецензурщиной. 

С точки зрения коммуникации с целевой аудиторией заказчика рекламы, возможно, это ход. Эффективной считается реклама, которая не пахнет рекламой. Вспомним ролики МММ, просто разговор двух друзей ... Эта реклама попадала в целевую аудиторию. Задача креативной группы – нащупать язык целевого ядра. То, что многие пытаются охарактеризовать как некультурный код, сегодня – код современного общения. И эта тенденция характерна не только для российского рекламного рынка, западная реклама давно использует весь словарный запас. Недавно Mercedes заставил ругаться матом даже детей в рекламном ролике электромобилей Smart: «Когда ты водишь плохую машину, ты говоришь плохие слова!». Так что это общемировой тренд на неформальные рекламные коммуникации. Вопрос, насколько он органичен для нашего национального рынка. Хочется думать, что мы все еще нация с культурными традициями и падение культурного кода – это временное явление …