С танков на спички

Как оборонные предприятия готовятся к выпуску гражданской продукции.   

Через пять лет Вооруженные силы России будут в значительной степени укомплектованы современными вооружениями и техникой, и потребность в покупке новых на некоторое время отпадет. В связи с постепенным снижением объемов государственного заказа предприятиям оборонно-промышленного комплекса после 2020 года придется перестраивать часть производства под выпуск гражданской продукции.  

Процесс перевода военного производства на гражданские рельсы называется конверсией. Он происходит по разным причинам. Например, во время Второй мировой войны многие советские предприятия удовлетворяли преимущественно фронтовые потребности: тракторные заводы выпускали танки, а, например, стеклодувные – бутылки с зажигательной смесью. После войны необходимость в поставках больших объемов военной техники отпала, и предприятиям пришлось переориентироваться на выпуск калош, спичек, автомобильных двигателей.

Вертолет Ка-52к

Фото: Василий Сычев

Похожий процесс происходил в 90-х годах, когда из-за политического и экономического кризисов государство практически перестало закупать продукцию военного назначения. Этот процесс был повсеместным, он происходил в том числе в бывших советских республиках, где осталась часть оборонного производства. Например, украинская компания «Мотор Сич», знаменитая своими вертолетными двигателями, освоила выпуск ручных мясорубок (предприятие производит их и сегодня).  Правда, в 90-х годах далеко не все производственные мощности успешно перешли на выпуск гражданской продукции – некоторые закрылись, другие кое-как перебивались немногочисленными государственными заказами.

Сейчас ожидается новый этап конверсии, благодаря которому предприятия смогут получать дополнительный доход после сокращения оборонного госзаказа. Конечно, определенные доходы российские оборонные предприятия будут получать за счет экспорта вооружений и военной продукции, однако эти суммы гораздо меньше. Например, объем финансирования государственной программы вооружений на 2011-2020 годы составляет 23 триллиона рублей (около 2,3 триллиона рублей в год). В 2014 году объем российского военного экспорта составил чуть больше 15 миллиардов долларов (около 950 миллиардов рублей в нынешних ценах).

Мясорубка «Мотор Сич 1МЧ-С»

Несмотря на то, что примеров успешно завершенной конверсии в последние несколько лет не было, российские предприятия утверждают, что все будет хорошо. Объединенная авиастроительная корпорация, поставляющая истребители и бомбардировщики Минобороны, намерена наращивать выпуск гражданских самолетов. Ставка делается, например, на проект перспективного среднемагистрального пассажирского самолета МС-21. Авиалайнер планируется активно поставлять на экспорт, где ему придется конкурировать с американскими Boeing 737 и европейскими Airbus 320.

К проекту МС-21 планирует присоединиться и российская самолетостроительная корпорация «МиГ». Она будет участвовать в производстве некоторых элементов конструкции пассажирского самолета. Это особенно важно еще и потому, что «МиГ», в отличие, скажем, от «Сухого», похвастаться обширными заказами на боевую технику не может. Другая компания – Концерн ПВО «Алмаз-Антей» – после 2020 года планирует переориентировать часть своих производственных мощностей, выпускающих пусковые установки зенитных ракет, на производство гражданской продукции. Какой именно, пока не понятно.

Автоматизированная система управления «Витязь»

К слову, предприятие уже сегодня может похвастаться диверсифицированным производством. Помимо выпуска и разработки различных систем противовоздушной и противоракетной обороны, «Алмаз-Антей» занимается сборкой и продажей гражданских систем связи, складских погрузчиков, счетчиков воды и газа. В Московском метрополитене в новых поездах используется автоматизированная система управления «Витязь», выпускаемая концерном. В 2014 году «Алмаз-Антей» планировал нарастить продажи гражданской продукции до 13,3 миллиарда рублей. В 2013 году такой продукции было выпущено на сумму в 12 миллиардов.

Нижнетагильский «Уралвагонзавод», известный своими танками и создавший новую боевую машину на платформе «Армата», выпускает также вагоны-цистерны, товарные вагоны, мобильные буровые установки, пожарную технику. Это производство планируется наращивать. Концерн  «Калашников», помимо автоматов и ракет, производит спортивное и охотничье оружие, садовые лопаты. «Вертолетам России» в плане конверсии проще – холдинг изначально занимался выпуском вертолетов как для военных, так и для гражданских. Но и это предприятие готовится к снижению государственного оборонного заказа – компания открывает за рубежом центры технического обслуживания и модернизации вертолетной техники, включая и боевую.

Трактор «Уралвагонзавода»

Научно-производственное объединение «Родина», производитель электрогидравлического и гидромеханического оборудования для самолетов, также планирует активно диверсифицировать производство. Агрегаты, выпускаемые компанией, используются на истребителях МиГ-29 и Су-27, военно-транспортных самолетах Ил-96. В компании уверены, что их гидравлические системы можно адаптировать для строительной, грузоподъемной и корабельной техники. Сегодня предприятие занимается разработкой нового промышленного робота, который будет выполнять функции сборки, сварки, покраски или подъема грузов. Испытания аппарата уже ведутся.

Впрочем, несмотря на конверсию, выпуск военной техники для многих предприятий российского оборонно-промышленного комплекса, вероятно, останется приоритетным. В настоящее время российские власти и компания «Рособоронэкспорт», контролирующая экспортные поставки оборонной продукции, занимаются укреплением сотрудничества со странами Азиатско-Тихоокеанского региона и Ближнего Востока. В частности, с Саудовской Аравией могут быть подписаны контракты на поставку вооружений на общую сумму в десять миллиардов долларов. А Индонезия планирует покупку большого количества истребителей марки “Су”.