Нас и тут неплохо кормят

На что россияне тратили деньги в новогодние каникулы.

В России началась первая рабочая неделя этого года, и вместе с тем закончился один из самых активных периодов для потребительского рынка. РБК и другие издания опубликовали подробные данные о том, как в этот раз отдыхали россияне, и ibusiness решил выяснить, насколько кризис сказался на наших новогодних каникулах.

Туризм

По данным Ассоциации туроператоров России (АТОР) выездной туризм в январе упал на 30% по сравнению с прошлым годом, а внутренний — вырос на 6-7%. Всего на российские курорты пришлось 30% проданных туристических путевок, сообщает издание «Турбизнес», что по словам Марии Конабеевой, директора по маркетингу группы компаний TBS, побило «все мыслимые и немыслимые рекорды». Самые популярные места для внутрироссийских туров — Сочи, Великий Устюг, Кострома, Золотое кольцо и т.д.

Что касается авиабилетов (без путевки), то популярнее всего оказались Москва, Калининград, Санкт-Петербург, Сочи, Краснодар, Казань и Владивосток. По словам Владислава Шевцова, генерального директора онлайн-гипермаркета путешествий DaTravel.com, в среднем авиабилеты на внутренние направления за 2015 год подорожали на 6%, а на международные — на 34%. Средняя стоимость билета в праздники составила 10800 и 32100 рублей соответственно.

Шоппинг



Снижение выездного туризма и рост внутреннего привели к увеличению выручки во множестве других отраслей на внутреннем рынке. В случае с ритейлом сработало и продолжающееся падение рубля — многие россияне рассматривали покупку техники и одежды как способ сохранить свои сбережения или уберечь себя от предстоящего скачка цен.

Так, например, представители сети «Рио» сообщили РБК, что в каникулы посещаемость их столичных торгово-развлекательных центров увеличилась на 20% по сравнению с прошлым годом. Представители «М.Видео» объявили об увеличении продаж на 80%.

Продукты и алкоголь

Подробных данных по продуктовому ритейлу за каникулы пока нет, но РБК приводит статистику и результаты опросов по новогодней ночи. С одной стороны, на 11,1% выросло количество россиян, решивших праздновать новый год дома (до 70,7%). С другой — около 40% опрошенных накануне праздника заявили, что собираются экономить на алкоголе. Также по данным РБК, в 2015 году россияне рассчитывали потратить на празднование нового года в среднем 15,5 тысяч рублей против 16,2 тысяч в 2014.

Кинотеатры и музеи

По данным Единой автоматизированной информационной системы (ЕАИС) в эти праздники выручка кинотеатров упала на 25% по сравнению с прошлым годом, а посещаемость снизилась на 30%. И это при том, что каникулы являются самым важным сезоном для рынка — в 2015 на эти дни пришлось 10% годовой выручки кинотеатров.

Фонд кино приводит подробные данные за первую неделю года. Всего с 31 декабря по 6 января в кинотеатре побывало семь миллионов зрителей. Средняя цена билета — 281,1 рубля. В пятерку самых кассовых фильмов вошли, соответственно, «Иван Царевич и Серый Волк 3», «Самый Лучший День», «Звездные войны: Пробуждение силы», «Страна Чудес» и «Мафия: игра на выживание», причем кроме «Звездных войн» все фильмы в этом списке — отечественного производства.

В московских музеях посещаемость зависела от программы выставок — например, в Третьяковскую галерею на выставку ко дню рождения Серова со 2 по 10 января пришло более 47 тысяч человек, сообщает РБК. Насколько это больше по сравнению с прошлым годом, неизвестно, но представители музея говорят об абсолютном рекорде суточной посещаемости (6,7 тысяч человек). При этом в ГМИИ им. Пушкина в каникулы посетителей было на две тысячи меньше, чем в прошлом году.

Такси, мобильная связь и прочие услуги

Небольшой рост наблюдают и сервисы такси — РБК приводит данные по «Яндекс.Такси» по Москве. Как правило, в первые десять дней нового года наблюдается спад числа поездок по сравнению с последними десятью днями предыдущего. Однако если в начале 2015 года спад составил 21,5%, то в начале 2016 — лишь 16,9%.

Что касается доходов мобильных операторов, то известно, что во время празднования нового года россияне отправили на 7% меньше SMS-поздравлений, чем в прошлом году.

Также отмечается значительный рост доходов онлайн-кинотеатров. «Амедиатека» в эти новогодние каникулы заработала на 55% по сравнению с прошлым годом. Tvzavr — в 6,5%.