Прямо в чувства

Как компании пытаются возродить советские бренды и сыграть на ностальгии.

Вчера госкорпорация «Ростех» объявила о планах по возрождению советского бренда фотоаппаратов «Зенит». Представители компании объяснили, что хотят производить «люксовую» технику, способную конкурировать с знаменитой Leica. Ibusiness решил вспомнить другие попытки «возродить» советские бренды и что из этого вышло.



Renault и «Москвич»

В октябре 2015 года компания Renault подала заявку в Роспатент на торговую марку «Москвич». При этом с 2009 года торговая марка принадлежит Volkswagen, однако как считают эксперты, опрошенные «Газетой.ру», отсудить права у немецкого автоконцерна не составит труда, поскольку он так и не воспользовался этим брендом. В Renault пока отрицают планы по выпуску машин под маркой «Москвич».

Впрочем, чтобы возродить автомобильную марку, необязательно выпускать настоящие машины, что и продемонстрировал в 2007 году Олег Дерипаска. Предприниматель и владелец группы ГАЗ подал заявки на бренды «Победа» и «Чайка» для выпуска игрушечных моделей знаменитых автомобилей. Ходили слухи, что компания может выпустить под этим брендом машину Volga Siber (производилась до 2010 года), но в ГАЗ сказали, что они «не сумасшедшие».



Мотоциклы «Урал»

Ирбитский мотоциклетный завод пережил, возможно, самую необычную историю возрождения. Из клона довоенного BMW R-71 для колхозников «Урал» превратился в не совсем безопасное средство передвижения для американских любителей старины, хотя и вышло у него это далеко не с первой попытки.

В 1998 году у ИМЗ появился новый собственник — ныне покойный предприниматель Каха Бендукидзе, известный, например, работой в правительстве Грузии при президенте Саакашвили. Для того, чтобы спасти завод, Бендукидзе решил выпустить новую модель «Урала», однако произвести удалось лишь 80 штук. К 2000 году ИМЗ чуть не обанкротился, из-за чего предприниматель решил продать его команде топ-менеджеров завода во главе с Ильей Хаитом.

Первые поставки «Уралов» в США начались еще в 90-х благодаря посредничеству предпринимателя Тома Линнота. К 2003 году в Америку поставлялось около 300 мотоциклов в год, после чего ИМЗ решил самостоятельно заняться этим рынком. Выяснилось, что иностранцы больше всего заинтересованы в «Уралах» с коляской — к примеру, Harley Davidson от таких моделей отказался еще в 2009 году. В 2014 году ИМЗ произвел около 1000 мотоциклов и лишь 60 из них были проданы в России. Половина выручки компании приходится на США. Для сравнения, во времена СССР завод выпускал 130 тысяч мотоциклов, а количество рабочих достигало 10 тысяч (сегодня — около 150).



ТАСС

В марте 2014 года информационное агентство ИТАР ТАСС в честь 110-летия решило вернуть «советское» название ТАСС. За свою историю, отмечает «Пятый канал», агентство успело пять раз сменить название. Самым первым было СПТА (Санкт-Петербургское Телеграфное Агентство), а самым последним (сразу после распада СССР) чуть не стало РИТА (Российское Информационное Телеграфное Агентство).

Как объясняет Colta.ru, при советской власти за ТАСС-ом было законодательно закреплено право на сбор и распространение информации на территории СССР — отсюда и фраза «ТАСС уполномочен заявить», ставшая названием романа Юлиана Семенова об агентах КГБ и сериала 1984 года.



Часы «Ракета», «Победа» и «Полет»

Оказывается, у советских часов есть немало почитателей. В 2009 году возрождением марки «Ракета» занялись предприниматели Жак фон Полье и Дэвид Хендерсон-Стюарт. Новые владельцы сразу же устроили «реорганизацию» предприятия. Проще говоря, уволили всех сотрудников, а потом почти всех наняли обратно. По словам предпринимателей, таким образом им удалось повысить «мотивированность» работников.

К 2012 году на модернизацию завода потратили более пяти миллионов евро. На момент покупки главным клиентом «Ракеты» были различные силовые ведомства, однако со временем новому руководству удалось выйти на потребительский рынок. «Петродворцовый часовой завод» — одно из немногих часовых производств полного цикла, отмечают они, поэтому «Ракета» вполне может составить конкуренцию даже Swatch. В 2011 году завод выпустил 30 тысяч часов. Помимо продажи готовых часов руководство также надеется зарабатывать на продаже часовых деталей для других производителей.

В 2014 году «Петродворцовый часовой завод» занялся производством еще одной классической марки часов — «Победа». В лимитированной коллекции вышли три модели, включая классический дизайн, якобы утвержденный еще Сталиным, а также модель, посвященную освобождению Крыма в 1944 году. Таким образом часовой завод готовился к юбилею победы в Великой отечественной войне.

В декабре 2014 года Жак фон Полье жаловался, что завод по-прежнему не приносит прибыли, и живет исключительно на деньги, которые он зарабатывает на фондовых рынках.

Кстати, до того, как купить «Ракету», фон Полье с партнером рассматривал еще одну советскую марку, «Полет». Однако предприниматели посчитали, что этот завод находился в слишком плохом состоянии, и его модернизация окажется неподъемной задачей. Однако в 2006 году «Полет» приобрел так называемый «банкир Кремля» Сергей Пугачев. Производством часов под оригинальной маркой Пугачев заниматься не стал — вместо этого был создан бренд элитных часов Blu. В 2011 году под этой маркой выпускалось около 400 часов в год, стоимость начиналась с 12 тысяч долларов.

В том же году обанкротился принадлежавший Пугачеву Межпромбанк. Агентство по страхованию вкладов начало расследовать деятельность МПБ и выявило, что банк выдавал кредиты на «сомнительных» условиях — в том числе и родственному «Полету».



Киножурнал «Фитиль»

В июле 2015 года телеканал РЕН ТВ подал заявку на торговую марку «Фитиль». Зарегистрировать решили как оригинальный логотип киножурнала, так и обновленный бренд. По данным «Известий» в том же году проходил процедуру банкротства предыдущий владелец товарной марки, ЗАО «Фитиль-Проект». Предположительно, РЕН ТВ планировал перезапустить киножурнал (последняя серия вышла в 2008 году), но в пресс-службе канала отказались прокомментировать готовящийся проект.



Краудфандинг на советские кеды

В марте 2013 года на краудфандинговой платформе «Бумстартер» запустилась кампания по сбору средств на производство кед «советского образца». Авторы хотели возродить кеды «Обувь спортивная» (ГОСТ 9155-88), а также редкие советско-китайские «Два мяча». Если судить по условиям кампании, то стоимость одной пары оценивалась в 2650 рублей вместе с доставкой. Создатели планировали собрать 720 тысяч рублей, но собрали лишь 307 тысяч — несмотря на то, что о «Советских кедах» писали почти все крупные СМИ.

По словам создателя «Советских кед», Евгения Райкова, до «Бумстартера» он безуспешно пытался договориться с пятью разными инвесторами. По его мнению, проект погубил слишком мощный старт — все издания отписались о «Советских кедах» в первый день и тут же забыли о нем. Кроме того, объясняет Райков, если на Kickstarter средняя конверсия просмотров странички в пожертвования составляет 5-7%, то на «Бумстартере» она оказалась равна 0,2%. Дальнейшая судьба «Советских кед» неизвестна.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.