Какие активы принадлежат крупнейшим российским поисковикам.

26 февраля стало известно, что Mail.ru Group продала рекрутинговый сервис Headhunter инвестиционному фонду «Эльбрус Капитал» за 10 миллиардов рублей — предположительно для того, чтобы облегчить свою долговую нагрузку. Ibusiness посмотрел, что еще происходит на фоне кризиса с активами российских гигантов.

Mail.ru Group

Среди активов компании имеется, почтовая служба, многочисленные порталы Mail.Ru, My.com, Агент Mail.Ru и ICQ, социальные сети «ВКонтакте» и «Одноклассники».

Согласно статистике LiveInternet, сервисы Mail.Ru — одни из самых популярных ресурсов в рунете. Например, «Ответы Mail.Ru» посещает больше 60 миллионов человек в месяц. Поисковой машиной Mail.Ru пользуются меньше, 31 миллион пользователей в месяц.

В блоге компании рассказывается, что история Mail.Ru началась с почтового сервиса. В 1998 году программисты написали скрипт для обмена сообщениями, на создание которого их вдохновил Yahoo!, который тогда представлял из себя сайт, на котором есть почтовая служба, каталог сайтов и новости.

Полноценный сервис с интернет-активами и сервисами, которые и сейчас есть у Mail.Ru, появились с 2001 по 2010 года. В 2000 году появилась «Афиша Mail.Ru», в 2005 появился «Авто Mail.Ru», а затем и другие. Сама Mail.Ru Group как компания была основана в 2005 году.

Wikipedia

HeadHunter

Лидер в области интернет-рекрутинга появился в 2000 году, но это был проект РБК. В феврале 2007 года DST Global выкупил HeadHunter. До 2010 года DST Global представлял собой венчурный фонд, но затем его активы решили разделить на российские и международные, чтобы выйти на IPO. Российские активы ушли в Mail.Ru Group, в том числе и HeadHunter. Проект HeadHunter с 2007 года успешно развивался, выходил на рынки Белоруссии, Украины, Казахстана и Прибалтики.

О продаже актива Mail.ru Group задумался после покупки «ВКонтакте», как предполагает президент сервиса Superjob Алексей Захаров. По его мнению, Mail.Ru Group в принципе планировал избавляться от непрофильных проектов, а с другой стороны — после покупки «ВКонтакте» увеличилась долговая нагрузка, которую можно было решить продажей сервиса. В итоге он был продан за 10 миллиардов рублей.

26 февраля Mail.Ru Group опубликовал отчетность за 2015 год, из которой стало известно, что выручка «ВКонтакте» достигает 6,23 миллиардов рублей, что больше на 44,2 процента, чем в прошлом году. В то же время выручка самого Mail.Ru Group, которому принадлежит «ВКонтакте», выросла на 10 процентов за 2015 год (39,3 миллиарда рублей в год).

Яндекс

Компания была основана в 1997 году Аркадием Воложем и Ильей Сегаловичем. Именно 19 лет назад была официально анонсирована поисковая система Yandex.ru. Отдельная компания «Яндекс» была образована в 2000 году. В 2013 году у компании насчитывалось более 50 сервисов. Выручка «Яндекса» за 2015 год составила 59,8 миллиарда рублей, а чистая прибыль составила 9,6 миллиарда рублей. По рейтингу Alexa.com сайт yandex.ru — первый по популярности в России и 21-ый в мире.

Wikipedia

Кинопоиск

Сервис начал свою работу в 2003 году. «Яндекс» приобрел «Кинопоиск» за 80 миллионов долларов (на тот момент — за 2,58 миллиардов рублей) в октябре 2013 года. Согласно данным Alexa на момент покупки «Яндексом» сервис о кино занимал 27-е место в России, а по данным Liveinternet аудитория сайта составляла 1,5 миллиона человек. До покупки российским поисковиком, сервис принадлежал Виталию Тацию и Дмитрию Суханову (по 30 процентов каждому), а также французской группе AlloCine (40 процентов). В 2014 году сайт принес выручку в 68 миллионов рублей. «Яндекс» пытался осуществить редизайн сервиса в 2015 году, но попытка потерпела неудачу — пользователи негативно отнеслись к обновленной версии, поэтому все оставили по-старому. На данный момент «Кинопоиск» на 19 месте в России по посещаемости.

Auto.ru

В конце 2014 года «Яндекс» приобрел автомобильный портал за 175 миллионов долларов. На ресурсе, созданном в 1996 году, находилась база данных о продаже транспортных средств, запчастей и аксессуаров, а также отзывы пользователей. Кроме того, у Auto.ru была редакция, занимавшаяся новостями авторынка. В 2015 году редакция была уволена, так как «Яндекс» планировал развивать сервис на основе агрегации чужих материалов.

Rambler

Поисковик «Рамблер» появился в 1996 году и до 2001 года он был лидером рунета. В 2000 году в «Рамблер» входило несколько сервисов а также издание Lenta.ru. На фоне покупки проектов и открытия собственных компания преобразуется в Rambler Media Group в 2004 году, а в 2005 первой из российских интернет-компаний вышла на IPO. В 2006 году контрольный пакет акций «Рамблера» был выкуплен холдингом «ПрофМедиа» за 320 миллионов долларов. Тогда же к интернет-холдингу присоединили издательский дом «Афиша», входящий в «ПрофМедиа». Также в конце 2007 года к компании присоединился «Живой Журнал». В итоге, на данный момент, после ряда слияний, поглощений и потерь, в апреле 2014 года появилась Rambler&Co — группа компаний, имеющая активы в сфере медиа и информационных технологий. В Rambler&Co входят на данный момент входят больше 30 изданий, сервисов и проектов, которыми ежемесячно пользуются 40 миллионов человек в совокупности.

В  2015 года холдинг запустил новостной сайт о Москве «Мослента»,  собственное информационное агентство Rambler News Service (RNS), в котором освещаются новости из области экономики и бизнеса. Также в прошлом году у «Коммерсанта» Rambler&Co купил издание «Секрет фирмы», которое было перезапущено.

S.maslennikov/Wikipedia

Kanobu

Издание об игровой индустрии «Канобу» появилось в 2008 году, в 2011 было приобретено, по некоторой информации, за 4,5 миллиона долларов «Рамблером». С января 2016 года издание вышло из холдинга Rambler&Co и не стал привлекать новых инвесторов к проекту, хотя были желающие.

Секреты фирмы

Согласно источнику «Известий», Rambler & Co купил «Секрет фирмы» в конце 2014 года больше чем за 15 миллионов рублей. О перезапуске издания было объявлено в марте 2015 года. Из ежемесячного журнала издание превратилось в сайт о предпринимательстве с ежедневными обновлениями. Издание возглавил Николай Кононов, работавший до этого в деловом издании Hopes & Fears холдинга Look At Media. По данным TNS Web Index «Секрет фирмы» посещает 500 тысяч человек в месяц.