Потому что могу

Боевые дельфины, презервативы и другие странные запросы на сайтах госзакупок.

С начала этого года российские чиновники активно обсуждают то, как можно урезать затраты на них самих. Однако, как мы уже обсуждали в материале о росте депутатских зарплат по итогам 2015 года, выходит это пока с переменным успехом. В этот раз поговорим о другой интересной статье правительственных расходов — госзакупках. Ibusiness вспоминает самые экстравагантные государственные заказы — как оправданные, так и не очень.

В декабре прошлого года Национальная ассоциация участников электронной торговли опубликовала исследование госзакупок в период с июля 2014 по июль 2015 года. Авторы изучили заказы на сумму в почти 17 триллионов рублей и сравнили их с рыночными ценами на товары — выяснилось, что из-за завышенных цен государство потеряло за этот период около 247 миллиардов рублей. Что, впрочем, на 11% меньше, чем в позапрошлом году.

Борьба с нерациональными тратами бюджетных средств продолжается как минимум с 1997 года (дата принятия указа «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд»), отмечает «Коммерсантъ», но сводится в основном к бесконечным поправкам существующего законодательства. Важным элементом в этой истории стало появление в 2009 году электронных площадок для публикации заказов. Однако в первые годы после появления новой системы правила размещения госзакупок стали меняться по несколько раз в месяц, вспоминает газета, из-за чего помимо коррупции появилась проблема банального незнания актуального законодательства большинством чиновников.

Новую систему также научились обходить: например, искажать зарубежные бренды в заявках для того, чтобы они не всплывали в поиске. Также в 2012 году президент Путин «обнаружил» тенденцию: к концу года регулярно возникает «аврал» заказов — так, по мнению президента, его подчиненные в спешке занимаются исполнением бюджетов. Также Путин удивился странным условиям некоторых конкурсов — например, закупки школьного лабораторного оборудования на сумму в 46 миллионов рублей в Смоленской области:

«Условием конкурса была работоспособность оборудования, прошу внимания: в высокогорных условиях! Это в Смоленской области! Где там горы-то? Возможно, есть какой-то смысл в этом, но что-то сразу и не понять».

Дельфины для минобороны

На прошлой неделе Министерство обороны РФ разместило госзаказ на закупку пятерых дельфинов-афалин за 1,75 миллионов рублей.

Согласно требованиям Минобороны среди дельфинов должно быть две самки и трое самцов, их минимальный возраст – три года, максимальный – пять лет. Общая длина тела животных должна быть максимум 2,7 метра, минимум – 2,3 метра.

Однако на практике ВМФ действительно использует дельфинов в военных целях — например, для обнаружения мин или подрыва вражеских кораблей. В мире известно два центра подготовки боевых дельфинов — в Севастополе и в Сан-Диего.

Еще одну нестандартную идею по закупке животных предлагали в 2014 году в МВД Ямало-Ненецкого округа — местным полицейским понадобились олени для верховой езды. К такому выводу стражи правопорядка пришли после анализа статистики о преступлениях. 127 из 163 правонарушений за первые девять месяцев 2014 года были совершены представителиями коренных малочисленных народов. При этом преступники часто скрываются от правосудия в тундре и других местах, где полицейские их фактически не могут достать. Однако чем закончилась идея о закупке полицейских упряжек — неизвестно.

160 тысяч презервативов для «Роснефти»

На прошлой неделе Алексей Навальный обратил внимание на заказ, опубликованный на сайте «Роснефти» — госкорпорации понадобилось закупить презервативы на сумму почти в 48,5 миллионов рублей. Однако объяснение оказалось достаточно простым — как следует из документов, опубликованных самой «Роснефтью», контрацептивы были нужны для продажи на заправках компании. Все документы об этом конкурсе были удалены с сайта корпорации.

Косметика для кавказского ФСО

В сентябре 2012 года кавказское подразделение Федеральной службы охраны опубликовало заказ на гигиеническую косметику от компании Vichy. ФСО-шникам понадобились, например, термическая вода, питательный крем для рук, а также солнцезащитный крем. Стартовая сумма заказа — 300 тысяч рублей, максимальная не уточняется. Никаких объяснений не последовало — через неделю после публикации заказ был просто отменен.

2,5 миллиона на лекции о масонах

В январе 2016 года представитель петербуржского отделения Фонда по борьбе с коррупцией Дмитрий Сухарев обратил внимание на странный заказ, опубликованный городскими чиновниками. Буквально 31 декабря сотрудники администрации муниципального округа «Волковское» объявили конкурс на проведение образовательных мероприятий на сумму в 2,5 миллиона рублей. В документе так же указывались темы предстоящих занятий, например:

  • «Мнемонические девианты Владимира Набокова: нарративы культурной ремиссии»;

  • «Национальные интерпретации масонства: трагическая судьба Великого Магистра de jure, или de facto»;

  • «Квазипериодические процессы на Солнце и их геоэффективные проявления»;

  • «Эволюция, филогения и генетика аква- и марикультур».

Также внимание Сухарева привлекло на редкость подробные требования заказчика:

«Техзадание на поставку шариковой ручки:

  1. Должна состоять из корпуса и пишущего узла

  2. По конструктивному исполнению должна быть со сменным пишущим узлом

  3. По способу закрепления пишущего узла в корпусе должна быть с выдвижным пишущим узлом

  4. По числу пишущих узлов должна быть с одним пишущим узлом

  5. Пишущий узел должен состоять из шарика, наконечника и трубки

  6. Линия, образованная узлом при письме должна быть непрерывной».

Можно было бы предположить, что в администрации «Волковского» просто праздновали Новый год, но судя по сайту госзакупок, 18 января был выбран победитель конкурса — им стал единственный претендент, ООО «Социально-культурные инновации». 3 февраля с организацией был заключен контракт на 2,25 миллиона рублей.

Санкционные продукты в госзаказах

В августе 2015 года, ровно через год после введения в России продуктовых санкций, было обнаружено сразу несколько госзаказов, в требованиях которых упоминались запрещенные продукты.

К примеру, в буфет мэрии Москвы понадобилось сырное ассорти, включающее в себя бри, рокфор, грюйер и дор-блю. Общая сумма этого заказа составила 4,6 миллиона рублей. Министерство обороны потребовало для банкета салат с креветками и пармезаном на 300 тысяч рублей (общая стоимость «меню» — 7 миллионов рублей). В МВД захотели салат с перепелками и пармезаном, а так же капрезе (сыр моцарелла с помидорами и бальзамическим соусом) — в общей сложности на 8,3 миллиона рублей.

Похожие заказы всплывают достаточно часто — например, в августе 2015 года правительство Ставропольского края решило провести банкет, для которого понадобилось ассорти европейских сыров, норвежский лосось, а также другие санкционные продукты. На сайте госзакупок есть документ с запросом о причинах, по которым администрации понадобился именно норвежский лосось. В ответ на этот запрос чиновники внесли соответствующие коррективы в текст заявки. Европейские сыры в заявке, впрочем, остались.

Золотые ершики

В 2008 году «Новая газета» опубликовала проект сметы на переоборудование кабинетов тогдашнего губернатора Санкт-Петербурга Валентины Матвиенко. Общая сумма составила 32 миллиона рублей, но больше всего общественное внимание привлекла графа «непредвиденные расходы». В этой секции описывалось, например, сиденье для унитазов за 10,2 тысячи рублей, дозатор для жидкого мыла за 13,6 тысячи рублей, а так же туалетный ершик за 12,7 тысячи рублей.

Словосочетание «золотой ершик» с тех пор стало крылатым — петербуржское подразделение «Молодежного яблока» даже учредило одноименную шуточную антипремию, «выдаваемую» местным чиновникам, уличенным в неразумной растрате средств.

Последний раз результаты «Золотого ершика» подводились в 2014 году. В список попали, например:

  • Законодательное собрание Санкт-Петербурга, потратившее 28 миллионов рублей на воссоздание иконостаса церкви в Мариинском дворце;

  • Комитет по культуре Санкт-Петербурга, потративший 30 миллионов рублей на организацию «приема от имени губернатора Санкт-Петербурга в рамках международного экономического форума»;

  • Государственное унитарное автотранспортное предприятие “Смольнинское”, купившее Mercedes-Benz за 4 миллиона рублей.