Нет истины в вине: как непутевый продавец вина задолжал кредиторам $70 миллионов

Джон Фокс продавал вино по таким хорошим ценам, что его клиенты годами не хотели верить в то, что их обманули.

Настоящие ценители хорошего вина готовы отдать за него что угодно. Поэтому когда они находили компанию Джона Фокса Premier Cru и понимали, что он предлагает редкие марочные вина по цене на 10-30% ниже рыночной, их радости не было предело. Однако вскоре клиенты Фокса стали обнаруживать, что большая часть оплаченного на стадии предзаказа вина так никогда не доходит до них. После серии судебных разбирательств Фокс остался должен клиентам $45 миллионов и может сесть в тюрьму на срок до 6,5 лет. Bloomberg рассказывает историю одну из самых нелепых афер 21 века.

Бизнес-модель винного магазина Premier Cru поначалу, казалось бы, работала без перебоев: в первой половине 00х годов компания являлась одним из лидеров рынка качественного вина и могла похвастаться $20 миллионами прибыли в год. К концу декады Premier Cru начала предлагать своим клиентам опцию предоплаты заказов редкого вина: компания заказывала уникальные марочные вина у продавцов по всему миру, клиенты оплачивали товар с большой скидкой и должны были ждать от 6 месяцев до 2 лет, пока заветная жидкость не приедет к ним.

Эта практика не является чем-то необычным в мире элитных вин. Энофилы готовы годами ждать редких вин и оплачивают покупки заранее, чтобы не упустить редкие находки. Компания Джона Фокса не только предлагала клиентам застолбить свои права на редкое вино со всего мира, но и предлагала им весьма впечатляющую скидку в случае предзаказа. Долгое ожидание также не смущало клиентов Premier Cru: компания считала своим коньком молодые вина и часто старила их до того как отправить покупателям. Проблемы начались, когда тысячи клиентов Фокса так никогда и не получили своих покупок.

Одним из главных клиентов Premier Cru стал Лоуренс Вай-Мэн Хуэй, успешный китайский финансист, который во время работы в Лондоне стал коллекционером вина. Изначально Хуэй опасался оплачивать вина, которые поступят в его коллекцию лишь спустя много месяцев, но цены компании Фокса были столь хороши, что Хуэй стал постоянным клиентом. За 5 лет Хуэй заказал у Premier Cru около 950 бутылок вина на сумму почти в $1 миллион. К лету 2015 года бизнесмен увидел в своем погребе лишь одну из заказанных бутылок.

Именно Хуэй первым подал в суд на Premier Cru в Сан-Фарнциско. В течение долгих лет Фоксу удавалось обманывать состоятельных людей, многие из которых сколотили состояние на рискованных финансовых рынках. Тем не менее, цены Premier Cru были столь хороши, что многие из клиентов компании до последнего не хотели верить, что Фокс оказался мошенником.  

На первый взгляд ничто не предвещало беды. Фокс исправно платил зарплату и страховку всем 30 сотрудникам Premier Cru и сам работал не покладая рук. Фокс часто и подолгу общался с клиентами компании в Интернете, а свой единственный отпуск за все время работы в винной индустрии Фокс прервал из-за того, что в его отеле на Таити был медленный Wi-Fi.

Тем не менее, сотрудники Premier Cru постепенно начали замечать что-то неладное. Первым предвестником беды стали испортившиеся отношения Premier Cru с поставщиками: Фокс подолгу задерживал платежи и многие из них отказывались работать с компанией. Документы компании, в особенности личные бумаги Фокса, постоянно пребывали в состоянии полного хаоса. Тем не менее, о себе Фокс не забывал и регулярно приезжал на работу на новых элитных автомобилях.

Настоящие проблемы у Premier Cru начались после финансового кризиса 2008 года, когда многие винные магазины были вынуждены прекратить свою работу. Premier Cru удалось остаться на плаву и продолжать работать с клиентами как ни в чем не бывало, однако на деле компания разваливалась на глазах. Личные траты Фокса становились все более экстравагантными, а работа с документами и поставщиками — все более хаотичной. Как отметил один из сотрудников компании, Фокс никогда не знал, когда прибудут вина от поставщиков и прибудут ли вообще, но несмотря на это продолжал брать заказы у клиентов.

К тому моменту, когда Хуэй собрался подавать на Premier Cru в суд, компания уже трещала по швам. По рассказам сотрудников, в 2014 году лишь одному из поставщиков удалось получить от Фокса деньги: французский винодел нагрянул в офис к бизнесмену с двумя мускулистыми спутниками и не выпускал Фокса пока тот не подпишет чек. В 2015 году главный сайт для энофилов Wine-Searcher.com наконец удалил Premier Cru из списка надежных продавцов.

В начале 2016 года Premier Cru подала заявление о банкротстве. Активы компании на тот момент составляли $7 миллионов, а долги — $70 миллионов. Всего Фокс задолжал деньги 9200 кредиторам, многие из которых ожидали от него суммы с шестью нулями. Фокс пошел на сделку со следствием и теперь должен выплатить кредиторам $45 миллионов. Согласно условиям сделки, Фокс может провести в тюрьме не более 6,5 лет.

Евгений Смирнов

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.