Битва за облака

Кто сегодня больше всего зарабатывает на облачных технологиях.

Пока большинство людей следит за борьбой крупнейший технологических корпораций за первенство в интернете и на мобильных устройствах, за кулисами бушует еще одно противостояние, ставки в котором столь же высоки, но при этом говорят о нем куда реже. The Economist отслеживает последние хроники борьбы за лидерство в сфере облачных вычислений и программ с открытым кодом.

“Сражение” в мире облачных вычислений идет за нешуточный приз: по оценке Gartner, на “облака” в год уходит около 6% от всемирного бюджета на ИТ, то есть около $205 миллиардов. В ближайшие годы эта цифра будет только расти и уже скоро достигнет отметки в $240 миллиардов. Сама индустрия облачных вычислений существует лишь около 10 лет, а ее содержание за это время уже успело несколько раз поменяться. Тем не менее, у области есть четкие лидеры, которые даже близко не подпускают к себе конкурентов.

Многомиллиардная индустрия облачных вычислений не была бы возможна без двух ключевых событий: создания операционной системы Linux и запуск проекта Elastic Compute Cloud (EC2) в 2006 году.

Экспериментальный проект EC2 стремительно стал центральной частью направления веб-сервисов ритейл-гиганта Amazon. Подразделение Amazon Web Services (AWS) — это инфраструктура облачных веб-сервисов, которое предлагает пользователям такие услуги как хранение данных (файловый хостинг, распределённые хранилища данных), аренда виртуальных серверов, предоставление вычислительных мощностей и многие другие. Придя на рынок облачных вычислений первым, Amazon и по сей день сохраняет лидерство в этой области: лишь за последний год это подразделение компании принесло ей $11 миллиардов.

И если AWS создало инфраструктуру для облачных вычислений, то Linux и другие программы с открытым кодом сделали возможной работу в этой инфраструктуре. Адаптировать старые “закрытые” программы было слишком дорого и сложно, а над каждой новой версией Linux сегодня вместе работают 1500 разработчиков.

Обе компании получили огромное преимущество благодаря тому, что первыми проложили тропу по этим направлениям развития технологий. Linux получил финансирование таких гигантов как IBM и Oracle, которые хотели создать альтернативу операционной системе своего главного конкурента, Microsoft.

Судьба AWS сложилась еще более удачно. Компания начала работу незадолго до начала бума смартфонов и приложений для них, и сразу же стала главным сервисом, который стартапы использовали для работы над своими “хитами”. Секрет AWS был в том, что компания не брала с клиентов фиксированную плату: молодые и по большей части не очень состоятельные стартапы могли платить только за те услуги, которыми они реально пользовались. Хорошие отношения с Кремниевой долиной и другими технологическими гуру сохранились у AWS и сегодня: из более чем миллиона клиентов компании 2\3 по-прежнему работают в стартапах.

Для гигантов ИТ старого поколения и рынок облачных вычислений, и практика программ с открытым кодом оказались настоящей катастрофой. Новые компании сегодн почти всегда выбирают облачные базы данных с открытым кодом, а не дорогостоящие закрытые версии Oracle. Чем больше компании пользуются облачными технологиями, тем реже они будут покупать оборудование таких магнатов технологического мира как Dell и Hewlett-Packard. Эти и многие другие компании уже несколько лет подряд наблюдают резкое снижение продаж или как минимум их стагнацию. Прибыли IBM, к примеру, стабильно снижались последние 17 кварталов.

В то же время, компании, предоставляющие клиентам облачные сервисы, и не думают замедлять свой рост. Лидер области AWS по оценке Gartner обладает вычислительной мощностью, которая в 10 раз превышает возможности 14 ближайших конкурентов компании вместе взятых. Продажи AWS также втрое больше, чем у Microsoft Azure, второго по популярности сервиса облачных вычислений.