Продавцы техники запускают электронную торговую площадку.

Крупнейшая российская розничная сеть бытовой техники и электроники «М.Видео» представит новый онлайн-проект – электронную торговую площадку (marketplace), где помимо техники будут продаваться товары, непрофильные для «М.Видео»: детские товары, спорттовары, строительные материалы, а в перспективе – и одежда.

Расширение ассортимента в интернет-магазинах – один из наиболее перспективных способов поддерживать рост – чем шире ассортимент, тем больше спрос. «М.Видео» выигрывает от этого вдвойне: компания изначально продавала электронику и бытовую технику – товары, которые дают основной оборот в российской онлайн-коммерции, а сейчас с расширением ассортимента привлечет еще больше покупателей.

Новую площадку СМИ уже называют конкурентом «Яндекс.Маркета», который 16 лет работает на российском рынке. В «Маркете» считают, что «М.Видео» едва ли догонит «Яндекс», даже если ему удастся выполнить план по развитию:

В СМИ пишут, что marketplace М.Видео собирается за три года к 2020-му достичь оборота в 13,4 млрд рублей - это в несколько раз меньше денежного потока, который был сгенерирован Яндекс.Маркетом в магазины за первые 6 месяцев 2016 года.

У «М.Видео» было два пути

На старте нового проекта рассматривалось два варианта модели торговой площадки. Первый – предоставление торговой инфраструктуры поставщикам техники и электроники - «М.Видео» в этом случае могла получить фактически безграничную витрину без необходимости закупать и хранить дорогостоящие товары. Второй – расширить ассортимент непрофильными для «М.Видео» товарами, характерными для классического типа электронных площадок.

В итоге, выбор был сделан в пользу второго варианта с рабочим названием "М.Маркет". Для «М.Видео» электронная площадка – это возможный способ нарастить капитализацию.

Электронная коммерция развивается очень быстро

Быстрое развитие рынка торговли по интернету привело к появлению не только большого числа продавцов, но и различных форм сбыта товара, например, электронных площадок. Сначала они работали, как поисковые системы для широкого круга потребителей, затем эволюционировали до площадок с набором параметров, позволяющих пользователю осуществлять целевой поиск товара с большим удобством.

Затем появились площадки, которые стали самостоятельно продавать большой ассортимент товара (marketplace). Со временем, эти площадки стали нарастать дополнительными функциями, все больше подстраиваясь под нужды современных потребителей.

Сейчас электронные площадки выглядят как очень большие магазины в сети с очень широким ассортиментом товара. Есть универсальные площадки, которые предлагают большой выбор товарных категорий, есть узкоспециализированные, но все они нацелены на то, чтобы покупатель, как можно меньше ходил в торговые центры и осуществлял покупки из дома, офиса или во время прогулки с ребенком.

Покупателям это тоже выгодно: в интернете ничто не толкает их на спонтанную покупку. При поездке в торговый центр они потратятся не только на то, что им необходимо, но и на дорогу, кафе, игрушки для детей или очередной ненужный портмоне. Сэкономить в таком режиме трудно.

Особенность площадок – продажа не только товаров собственных торговых марок, но и товаров от других продавцов. На российском рынке уже сложились крупные торговые интернет-компании такого типа, пример - порталы Lamoda, Ozon, Wildberry.

Современные электронные площадки могут, как непосредственно продавать товар, так и просто размещать его с целью рекламы. Ко вторым, например, относится «Яндекс.Маркет». Изначально он работал, как поисковая вертикаль, при этом сам Маркет ничего не продавал. Но совсем недавно рекламный сервис взял на себя функцию оформления заказа на своей площадке, для того, чтобы нарастить количество покупок, сделав функцию заказа более простой и удобной для потребителя. В общем-то по тому же пути и хочет пойти «М.Видео».

Две основные бизнес-модели электронных площадок

Электронные площадки работают с продавцами по двум основным бизнес моделям CPA (Cost Per Action) и CPS (Cost-per-Sale). Первая модель бизнеса – CPA подразумевает, что магазин оплачивает рекламные услуги только за клик (переход покупателя непосредственно на сайт магазина-продавца), как правило, это фиксированная оплата, но и она может варьироваться в зависимости от суммы заказа.

Вторая модель основана на оплате услуг непосредственно за осуществление потребителем покупки товара. В этом случае стоимость рекламы зависит от суммы заказа и предусматривает комиссионный сбор, например, в «Яндекс.Маркете» это 2% от суммы, хотя за рубежом комиссия достигает 5-7%.