Садимся в старое авто и едем в «Ашан» за сигаретами

Главные тенденции зарубежного бизнеса в России.

Forbes опубликовал свой ежегодный рейтинг «50 крупнейших иностранных компаний в России — 2016». В рейтинг традиционно попали мировые гиганты из различных отраслей — в основном, это машиностроение, пищевая промышленность, торговля, производство и продажа табачных изделий.

Общая выручка 50 иностранных компаний, работающих в России, сократилась на 1,3%. Лидер рейтинга — французская компания «Ашан», с выручкой за прошлый год в 414 млрд рублей (+11%).

По изменению годовой выручки за 2015 год можно проследить интересные тенденции — например, ощутимый рост в пищевой промышленности и значительный спад в машиностроении.

У автомобильного рынка отказали тормоза

Автомобильный рынок сильно падает, продажи авто продолжают снижаться, и дна, увы, пока не видно. Автомобильные производства иностранных компаний резко сокращают объем выпуска или вовсе уходят с рынка. Рейтинг покинул американский производитель автомобилей General Motors, который в прошлом году прекратил бизнес в России. 

Снижение по показателю выручки в отрасли машиностроения претерпели японская Mitsubishi Motors, выручка которой по итогам прошлого года хоть и составила 40 млрд рублей, но при этом упала на 49% по сравнению с 2014 годом. Та же самая тенденция прослеживается и в другой японской компании — Nissan, выручка которой составила 97 млрд рублей (снижение на 36%). Немецкая автомобилестроительная компания Volkswagen Group также продемонстрировала падение выручки по итогам прошлого года на 26%, при годовом показателе 171 млрд рублей. Выручка французской компании Рено Россия/Renault снизилась на 23% — заработать удалось 85 млрд рублей.

Падение выручки произошло и в других компаниях в интервале от -23% до -8% (Renault  и Toyota Motor).

Рост выручки продемонстрировала только немецкая торговая марка автостроительного концерна «Daimler AG» - Mercedes-Benz, прибавив 6% с годовой выручкой 157 млрд рублей.

Это можно объяснить тем, что компания работает в премиальном сегменте, который, как известно, в меньшей степени страдает от кризиса, и продажи здесь сокращаются не так драматично. Также Mercedes-Benz гибко подстраивается под Россию. Компания производит специальные комплектации моделей для российского рынка, своевременно обновляет модельный ряд, хорошо поддерживает дилеров — стратегически ведет себя грамотно. Кроме этого, у Mercedes большая прибыльная маржа: цены на продукцию и сервис выше, соответственно, это и оказывает прямое влияние на выручку.

Впрочем, эксперты не исключают, что показатели за 2016 год могут значительно отличаться от 2015 года, некоторые компании начинают более активно в этом году работать на нашем рынке, например, Jaguar только недавно вышел в сегмент кроссоверов, которые в России пользуются хорошим спросом, — начал продавать F-Pace.

Торговать всегда выгодно

На первом месте рейтинга по показателю годовой выручки оказалась французская торговая марка «Ашан» (Groupe Auchan), которая заработала в прошлом году 414 млрд рублей (выручка +11%). С таким же показателем по приросту выручки вышла немецкая сетевая компания Билла/REWE Group с годовой выручкой 39 млрд рублей. Самый большой рост по этому показателю +57% (выручка 66 млрд рублей) продемонстрировала американская компания Каргилл/Cargill — ведущий иностранный инвестор в России, вложивший в развитие сельского хозяйства и пищевой промышленности страны более $1,1 млрд.

В рейтинге оказались крупные гипермаркеты — помимо «Ашана» там значится немецкая международная сеть гипермаркетов Гиперглобус (Globus Group) с выручкой 71 млрд рублей (прирост выручки +27%), шведская компания IKEA, которая заработала в России 200 млрд рублей — это +9%.

Снижение выручки показала только одна компания — доход немецкой сети OBI сократился на 8% при годовой выручке 45 млрд рублей.

Табачный рынок растет

В рейтинге оказались и компании по производству и продаже табачных изделий. Что вполне ожидаемо, лидеры табачной индустрии удерживают свои позиции на рынке. Самая большая выручка у швейцарской компании Philip Morris International (Marlboro, Parliament, Bond, Chesterfield, L&M) — 234 млрд рублей, что на 21% выше, чем в 2014 году. Хороший показатель у двух английских компаний — British American Tobacco (Dunhill, Kent, State Express 555, Pall Mall, Vogue, Dallas, Rothmans, John Player, Lucky Strike, Viceroy) с выручкой за прошлый год 139 млрд рублей (рост на 15%) и Imperial Tobacco Group (Davidoff, Gauloises, Gitanes, R1, West, Winston) с выручкой 42 млрд рублей (рост на 27%).

Снижение выручки произошло только у японской компании Japan Tobacco International (выпускающей, среди прочего, папиросы «Беломорканал»), которая заработала в 2015 году 135 млрд рублей, что на 39% меньше, чем в 2014 году.


Исходя из данных рейтинга, можно сделать вывод, что в период кризиса россияне не готовы покупать новые автомобили, но от сигарет и походов в гипермаркеты они отказываться не намерены.