Регламентация самостроя

Работу киосков будут регулировать по новому документу.

Министерство промышленности и торговли представило новый вариант документа о регулировании нестационарной и мобильной розницы – то есть, обычных уличных киосков. Первый вариант документа раскритиковало Минэкономразвития – министерству не понравилось, что Москва обладает исключительной властью над киосками.

В новом варианте документа этот пункт остается неизменным. Столица будет самостоятельно решать проблемы с нестационарной розницей, а это значит, продолжать сокращать ее число: в сравнении с 2011–2012 годами количество киосков в городе с 20 тыс. павильонов летом 2016-го сократилось до 3,5 тыс. объектов.

С помощью документа авторы проекта хотят вывести из-под действия закона павильоны, ларьки и киоски, расположенные на территории бюджетных организаций - это позволит местным властям сохранить контроль над этим прибыльным бизнесом. Кроме того, новый вариант редакции документа закрепляет гарантии прав владельцев земельных участков.

Новые пункты документа

Основные пункты законопроекта Минпромторга о нестационарных торговых объектах (НТО, киоски) включают следующие положения:

- предоставление компенсационных мест владельцам павильонов в случае изъятия старых;

- время действия договоров аренды — 7 лет без возможности изменять внешний вид объектов в течение этого периодна;

- упрощенная пролонгация договоров о предоставлении мест торговли без повторных аукционов.

В окончательной версии документа говорится, что правительство будет регулировать не все киоски, исключение сделаны для киосков, находящихся в госсобственности и для вендинговых аппаратов и павильонов, которые находятся на землях, предоставленных третьим лицам органами власти или местного самоуправления. Получается, под действие нового закона уже не попадает нестационарная розница в парках: ее работа будет регулироваться на местном уровне — городскими властями.

На данный момент государственные киоски есть только в Москве, но они могут появиться и в регионах, где городские власти самостоятельно закупают павильоны и проводят аукционы на право их аренды.

По данным столичного департамента по конкурентной политике, в Москве сейчас функционирует около 1,5 тыс. новых павильонов (не учитывая киоски «Печать», которыми занимается городской департамент СМИ и рекламы).

В Минэкономразвития опять критикуют документ – его обновленная версия создает неравные условия на рынке. Например, предприниматели, работающие в государственных киосках и на землях, предоставленных третьим лицам, просто лишаются гарантий, которые предусмотрены новым законом.

Как сносили ларьки в Москве

Первые ларьки, признанные московскими властями в декабре прошлого года самостроем, начали сносить в ночь на 9 февраля 2016 года. Дело в том, что раньше сносить объекты, признанные самостроем, могли только по решению суда, но в сентябре 2015 года вступил в силу п.4 ст.222 Гражданского кодекса РФ, согласно которому органы местного самоуправления городского округа вправе самостоятельно принимать решение о сносе таких построек, если земельный участок, где расположено строение, был предоставлен для других целей или если он находится в зоне с особыми условиями использования территорий.

8 декабря 2015 года правительство Москвы приняло постановление «О мерах по обеспечению сноса самовольных построек на отдельных территориях города Москвы». В нем предусматривается снос объектов, признанных столичными властями самостроем из-за неправильного оформления документов, нахождения на землях общего пользования или на участках с инженерными коммуникациями.

Что такое самострой

Самостроем может быть признан любой объект, который построили на земельном участке без согласия собственника или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. По решению суда самостроем могут признать объект, который угрожает жизни и здоровью граждан.

Как и следовало ожидать, владельцы попавших под снос объектов были не согласны с действиями правительства - у них оформлены все документы о собственности, в соответствии с действовавшими на момент их строительства правилами. Проверка «Деловой России» нескольких объектов, установила, что владельцы ларьков, по сути, закон не нарушили, Московские же власти в ответ на это сообщили, что сносимые торговые павильоны несли угрозу здоровью граждан в случае аварий или чрезвычайных ситуаций.

Напомним, под снос с 8 февраля попали 104 объекта в разных административных округах Москвы. В списке объектов, подлежащих сносу, попали небольшие киоски и крупные торговые павильоны: ТЦ «Пирамида» (ст. метро «Пушкинская»), ТЦ «Альбатрос» (ст. метро «Щелковская»), торговые ряды у станций метро «Чистые пруды», «Кропоткинская», «Арбатская» и «Улица 1905 года».

Согласно постановлению правительства Москвы, после осуществления сноса собственник снесенного объекта мог обратиться в префектуру за получением компенсации при условии предоставления документов, подтверждающих прекращение права собственности на снесенную постройку – по сути, это означает, что владельцы таких объектов должны были за свой счет снести постройки, признав, тем самым, их самостроем. Однако практически никто из собственников не стал осуществлять снос объектов за свой счет.

Экс - владельцам снесенного самостроя правительство Москвы обещало предоставить возможность построить торговые объекты в других местах «на законных основаниях», но конкретные площадки так и не были предложены.

Эксперты оценили ущерб городу от сноса объектов в 3,5 млрд руб.: бюджет в течение года недополучит 2 млрд руб. в виде налоговых отчислений, еще 1,5 млрд руб. составят затраты города на судебные издержки - собственники павильонов предъявили иски за утраченное имущество на сумму более 22 млрд руб., - судебные слушания продолжаются.

Вера Кузьмина

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.