Улыбнитесь, вам положено

Компании поняли, что проще заставить сотрудников выглядеть счастливыми, чем осчастливить их на самом деле.

Вас раздражает, когда на работе от вас требуют постоянно улыбаться и общаться с клиентами так, как будто вы переживаете лучший день в своей жизнь? Что ж, вы не одиноки. Все больше сотрудников компаний выступает против эмоциональной манипуляции со стороны руководства, а многочисленные научные исследования показывают, что дополнительная эмоциональная работа значительно увеличивает нагрузку на работников и приводит к стрессу. The Economist выступает против вынужденного счастья рабочих.

Одним из главных виновников современного стиля менеджмента, который предусматривает обязательные круглосуточные улыбки и “искреннее” счастье рабочих, является компания Zappos, крупнейший онлайн-магазин обуви. Когда их сотрудники занимаются продажами, Zappos требует от них практически неконтролируемых потоков радостей. Впрочем, компания далеко не одинока в своих предпочтениях. Британская сеть ресторанов Pret A Manger требует, чтобы их сотрудники шутили с клиентами, когда те заказывают сэндвичи. Google до недавнего времени содержал в офисах специальных сотрудников, которые должны были заниматься исключительно соблюдением радости, эмпатии и благополучия в офисе.

У этого движения есть и свои странные гуру. Взять например Шона Экора, бывшего преподавателя Гарварда, который теперь зарабатывает куда большие деньги, объясняя крупным корпорациям как они могут превратить счастье сотрудников в конкурентное преимущество. Одно из правил, которые пропагандирует Экор, — так называемая “гигиена счастья”: точно так же, как мы чистим зубы каждый день, нам нужно каждый день думать о положительных вещах и писать положительные имейлы, уверен Экор.

Zappos настолько далеко продвинулся в своей работе по “осчастливливанию” сотрудников, что даже открыл собственное консалтинговое агентство Deserving Happiness, в котором учит представителей других корпораций требовать улыбок и хорошего настроения от своих работников так же, как это делает сам Zappos. В этом подразделении компании даже работает специальный начальник по счастью (chief happiness officer или CHO).

Претензии к компаниям, применяющим эту методику управления, далеко не исчерпываются вопросами к их эстетическим предпочтениям и отношению к людям. Многочисленные исследования показывали, что эмоциональный труд, который выполняют сотрудники, вынужденные поддерживать иллюзию положительного настроя и радости независимо от того, как они чувствуют себя на самом деле, является тяжелой дополнительной нагрузкой к их обычным рабочим обязанностям. Анализ данных различных компаний показал, что сотрудники, которые согласно указаниям работодателя были вынуждены соблюдать определенное эмоциональное состояние на работе, “выгорали” значительно быстрее.

Помимо этого, требования к соблюдению эмоционального состояния являются недопустимым вторжением в личные свободы работников, из-за которых они вынуждены идти на унизительные действия. К примеру, тот самый британский продавец сэндвичей Pret A Manger, который заставляет сотрудников перешучиваться с клиентами, регулярно проводит в своих ресторанах проверки, чтобы удостовериться в том, что все сотрудники соответствуют необходимому уровню веселости. Если сотрудники проходят испытание, вся команда заведения получает бонус, а вот если хоть один из работников оказывается недостаточно веселым, премию не получает никто. Счастье становится еще одним элементом корпоративного контроля.

Впрочем, в конечном счете эти методы направлены не на укрепление тирании, а на повышение эффективности труда, одного из самых проблемных показателей для любого бизнеса. Так, в 2013 году Gallup подсчитал, что американская экономика теряет $500 миллиардов в год из-за несчастных сотрудников, которые теряют продуктивность из-за своего подавленного настроения. Однако счастье является чересчур размытой категорией, чтобы основывать на нем точные экономические прогнозы. Компаниям стоит сфокусироваться не на том, чтобы поддерживать видимость благополучия среди своих работников, а начать устранять реальные препятствия для того чтобы все сотрудники чувствовали себя на работе как дома.

Евгений Смирнов

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.