Экосистема имени Али-Бабы

Сбербанк может создать аналог китайской Alibaba Group.

Сбербанк предлагает построить "национальную экосистему", например, такую, как Alibaba Group. Предполагается, что Сбербанк будет использовать собственные ресурсы и инфраструктуру. Сам проект будет оказывать услуги как конечным потребителям, так и бизнесу в самых разных областях.

Что такое «экосистема»

Под экосистемой Сбербанк подразумевает сеть организаций, которые работают на единой платформе и пользуются ее услугами для работы с продавцами и пользователями. Примеры крупнейших таких экосистем помимо упомянутой выше китайской Alibaba Group — американские Google, Amazon, Facebook.

Известно, что сейчас рассматриваются три сценария строительства экосистемы. Один из них предполагает реализацию проекта исключительно силами Сбербанка, другой — при партнерстве с одной из крупнейших отечественных интернет-компанией, например, "Яндекс" или Mail.ru Group, а третий вариант подразумевает возможность привлечения в качестве стратегического партнера иностранной компании, вероятнее всего китайской компании, той же Alibaba.

Alibaba Group - лидер

Почему особое внимание уделено Alibaba Group? Дело в том, что именно Alibaba удалось построить глобальную экосистему на китайском рынке по принципу удовлетворения всех потребностей, как покупателей, так и продавцов. Основной бизнес группы — торговля через онлайн-проекты AliExpress, Alibaba.com, TaoBao.com, TMall.com, 1688.com и др. Но при этом в ее состав входит также финансовое подразделение Ant Financial, облачные сервисы Aliyun, логистическая сеть Cainiao, сервис онлайн-рекламы Alimama, киностудия, веб-браузер, видеопортал и операционная система.

После того, как Alibaba стал лидером в Китае, он вышел на иностранные рынки с проектом онлайн-торговли для конечных потребителей, постепенно привлекая в свою экосистему локальных игроков. Например, в России входящий в Alibaba Group маркетплейс AliExpress является одним из самых популярных онлайн-ресурсов: по данным SimilarWeb, его посещают 24 млн уникальных пользователей в месяц, а это 1/3 всех российских интернет-пользователей.

Успех такой модели и подтолкнул Сбербанк к созданию собственной национальной экосистемы России.

Что произойдет на отечественном рынке

В России объем экономики такого проекта может составить 65 трлн руб. к 2025 году - это около 27% выручки российских компаний. У Сбербанка есть уже достаточно широкая клиентская база, собственная технологическая платформа, аналитика и необходимые инвестиции для построения такой системы.

Есть все основания полагать, что система Сбербанка сможет покрыть ряд наиболее крупных отраслевых групп: производство, потребительские товары, образование, недвижимость, здравоохранение, бизнес-услуги, путешествия, телекоммуникации, государственные услуги, разработки софта и приложений, строительство, финансовые сервисы.

Так, в 2025 году около 30% населения России будет приходиться на поколение 15-35 лет и еще 30% — до 15 лет. По мнению экспертов, эти возрастные группы высоко ценят удобство и именно они являются клиентами AliExpress. Сейчас на них приходится около 28% и 18% населения соответственно. Дополнительным фактором будет проникновение мобильных и других технических устройств. Если в 2015 году доля населения, пользующегося смартфонами, составляла 51%, то к 2025 году она вырастет до 90%. Проникновение носимых устройств должно увеличиться с 0,3% в 2015 году до 23% в 2025 году.

 

Вера Кузьмина

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.