Пить и богатеть

Новая схема работы алкогольных акцизов увеличит бюджет регионов.

С 2017 года начнет действовать новая схема распределения собранных алкогольных акцизов. Регионы получат больше: доля акцизов, остающихся там, будет выше.  Но теперь и величина поступлений будет зависеть от объема потребления продукта. Это означает, что регионы, где пьют больше, будут в выигрыше.  

Убыточная трезвость

На сегодняшний день 60% сборов поступают в федеральный бюджет, при этом 40% остаются в регионах, где зарегистрированы производители алкогольной продукции. От продаж в рознице величина поступлений не зависит.

Исходя из новых правил, регионы получат половину сборов. При этом дополнительные 10% достанутся не производителям, а потребителям. И дальше эта доля будет только расти.

Судя по всему, лидерами по полученным от продажи алкоголя акцизам будут Татарстан, Московская область и Кабардино-Балкария.

ЕГАИС (Единая государственная автоматизированная информационная система) функционирует уже на всей территории России. Это означает, что правительство располагает реальными данными о продажах крепкого алкоголя (речь в бюджетных предложениях Минфина идет именно о нем — на пиво и вино эта часть акцизной политики не распространяется). То есть запустить новую систему особого труда не составит. Основной же смысл нововведения в том, чтобы стимулировать регионы следить за торговлей контрафактом и ее пресекать. Если система себя оправдает, то бюджет может получить более 180 млрд. рублей.

Это, кстати, одна из мер налогового микроменеджмента, с помощью которого Минфин хочет сократить дефицит бюджета. Уже давно обсуждается, так ли необходимо повышать акцизы на алкоголь. В начале 2010-х годов они быстро росли, а вместе с ними и цена на крепкие спиртные напитки.

Производители алкоголя всегда выступали против. Рентабельность падала, а в 2012-2015 годах отрасль переживала настоящий кризис — объемы производства снизились 30%. Причина тому снижение объемов потребления и рост контрафакта. То ли граждане стали меньше пить, то ли контрафакта теперь делают больше. Производители алкогольной продукции больше склоняются ко второму варианту.

Политика правительства о не повышении акцизы свидетельствует о том, что, несмотря на внедрение ЕГАИС и попытку государства контролировать оборот алкоголя, программа борьбы с злоупотреблением напитков отложена до лучших времен.

С 2017 года акцизы вырастут на уровень инфляции, до 523 рублей за литр чистого спирта для продукции, содержащей свыше 9% алкоголя. Были предложения (в частности, Минпромторга) и вовсе понизить акцизы вместе с минимальной ценой на водку, но до таких крайностей не дошло.

А как в других странах

Несмотря на то, что алкогольная политика в каждой стране своя, есть и общие принципы. Например, для каждого вида алкогольного напитка существует минимальный размер акциза. Для вина — 0 евро, теоретически производство может вообще не облагаться пошлиной. А вот акциз на крепкие напитки — 550 евро за гектолитр. Исключение сделано для маленьких производств, где ставка может быть в 2 раза ниже, — так в Европе заботятся о малом бизнесе.

Минимальных акцизов нет нигде. Самую суровую акцизную политику ведут северные государства, которые уже давно пытаются бороться с алкоголизацией населения. К примеру, в Швеции акциз — 5455 евро за гектолитр чистого алкоголя. Это означает, что в стоимости литра спирта на акциз приходится не менее 54 евро или 3800 рублей. Получается, что шведские акцизы превосходят российские приблизительно в 8 раз.

Недалеко от шведов ушли финны (4556 евро за гектолитр спирта), ирландцы (4260 евро) и британцы (3755 евро). Самые же низкие пошлины — в Болгарии (560 евро), Хорватии (690 евро) и Румынии (около 755 евро). По сравнению с Россией дешевле получится в Болгарии (393 рубля за литр чистого спирта) и Румынии (450 рублей).

Нет сомнения, что для России с ее куда более низким (помимо Румынии и Болгарии) ВВП на душу населения по сравнению с Европой, алкоголь действительно ощутимое средство наполнения бюджета. Но если посмотреть на Финляндию, то там потребление алкоголя уступает российскому чуть больше, чем в 2 раза, при этом акциз больше нашего в 6 раз! Получается, что финский бюджет получает со своих потребителей алкоголя примерно в 3 раза больше, чем российский. При качественном администрировании оборота спиртного Россия смогла бы получать денег в бюджет больше и одновременно бороться с алкоголизмом.