Шоппинг не остановить

Что будет, если введут пошлины на интернет-торговлю.

До конца этого года правительство России решит, будут ли введены с 2017 года НДС и таможенные пошлины на покупки в иностранных интернет-магазинах. По предварительным данным россияне в этом году потратят на них около 320 млрд рублей. Доля трансграничных интернет-покупок в России стремительно растет: так, в 2015 году на них приходилось 29% от рынка отечественной электронной коммерции, к концу этого года она составит около 35%.

По данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), за первые три квартала этого года из зарубежных интернет-магазинов в Россию было ввезено 155 млн заказов, а это на 87% выше показателя за прошлый год. Лидером торговли остается Китай — оттуда россияне заказывают 90% товаров. А самый популярный интернет-магазин — китайский AliExpress. По статистике, в прошлом году его ежемесячно посещали 24 млн покупателей из России. При этом покупатели делают заказ на небольшие суммы - $5-15. Для этого они даже не ленятся заводить специальные банковские карты.

Острый вопрос

Между тем, с зарубежной интернет-торговлей давно ведут борьбу российские власти. С конца 2013 года заговорили о необходимости снижения беспошлинного порога ввоза товаров (сейчас это €1000 в месяц). В конце 2014-го предлагали снизить до €150. Позже появилось предложение ввести сбор €10-15 за посылки дороже €22 и тяжелее 1 кг; а также ввести пошлину в 30%, если покупка дороже €150 и тяжелее 10 кг.

На посвящённом этой теме совещании Владимир Путин заявил, что российские и иностранные игроки рынка электронной коммерции должны работать в равных условиях. После на сайте Кремля появилось поручение президента правительству, согласно которому до 31 декабря нужно принять решение о возможности введения НДС и таможенных пошлин на покупки россиян в зарубежных интернет-магазинах.

Экспорт за рубли

Совокупный объем российских онлайн-покупок к концу 2016 года достигнет 900 млрд руб., а в 2017-м перевалит за 1 трлн рублей. Это значит, что на долю трансграничной интернет-торговли приходится порядка 30% общего объема онлайн-покупок россиян.

Самый ощутимый тренд на рынке интернет-торговли в 2016 году заключается в резком росте  розничного экспорта товаров и услуг онлайн. То есть в России оказывается есть много товаров, которые привлекают внимание иностранцев. В России появилось и продолжает появляться множество разных компаний, которым удалось найти свою рыночную нишу и успешно продвигать свою продукцию за рубеж.

Согласно результатам недавнего исследования компании PayPal и российского исследовательского агентства Data Insight, которое следит за изменениями поведения российских интернет-пользователей, объем экспортных поставок товаров из России за рубеж в этом году составит $0,5 млн, а вместе с услугами достигнет $2 млрд.

Иностранцам интересно

Больше всего иностранцы покупают в России цифровые товары и игры (35%), путешествия (26%) и материальные товары (23%); главные рынки сбыта — США и Западная Европа. Средний чек покупки материальных товаров — 5 тыс. руб., что выше среднего чека покупок, которые делают российские граждане в отечественных онлайн-магазинах  (4,2 тыс. руб.), и гораздо выше того, что тратят на покупки на зарубежных площадках,— средний чек здесь теперь всего 1,2 тыс. руб., благодаря росту объемов торговли из Китая.

Что касается иностранных покупателей, то они покупают в России товары, совмещая шопинг с туризмом  — интернет им не нужен. Есть и другая тенденция. Экономический кризис оказал положительное влияние на развитие сегмента аутлетов: россияне отказались от покупок брендовой одежды за границей в пользу шопинга в России, что привело к росту покупок и оборота в аутлетах на 15-20%.