Праздничная диета от Эпикура (и науки)

Ученый из Сорбонны пришел к выводу, что люди значительно переоценивают удовольствие, которое они получат от большой порции еды, и на самом деле больше всего ценят именно первую пробу.

По подсчетам ученых, за рождественские праздники в США человек в среднем набирает 0,6 килограмм, а в Германии — 0,8 килограмм. Впрочем, наша неконтролируемая страсть к еде — дело далеко не только праздничного сезона: те же исследования показывают, что и спустя полгода после праздничных излишеств большинство людей не может сбросить больше половины этого веса. Несмотря на то, что статистика Google показывает, что после праздников поиск диет в интернете учащается в разы, зов еды раз за разом оказывается сильней.

Пьер Шандон, директор поведенческой лаборатории Сорбонны и бизнес-школы INSEAD в течение 10 лет изучал эмоциональную привязанность людей к избыточному питанию и вредным продуктам. Он проанализировал результаты своих исследований для Harvard Business Review.

При выборе размера порций большинство людей ориентируется на два фактора: подсознательный страх голода и финансы. “Оба этих фактора подталкивают людей к тому, чтобы выбрать более крупную порцию”, - объясняет Шандон. “Не помогает и то, что наш мозг очень плохо справляется с оценкой размера порций. Нам кажется, что за маленькую порцию требуют слишком много денег, но при этом мы также плохо можем оценить, насколько на самом деле велика гигантская порция”.

Исследование Шандона в США и Франции показало, что при выборе величины порции люди поразительно редко оценивают степень удовольствия, которую они получат от еды и практически никогда правильно не угадывают соотношение величины порции и приятных ощущений. В рамках одного из тестов Шандон и коллеги попросили около 370 взрослых людей оценить, сколько удовольствия они получат, когда съедят куски шоколадного торта разных размеров. Большинство опрошенных рассудили, что самая большая порция (350 калорий) будет для них слишком велика, и поэтому принесет им меньше удовольствия (тем не менее, даже эта порция меньше, чем стандартный шоколадный брауни в Starbucks).

Большинство согласилось на том, что больше всего удовольствия они получат от куска в 210 калорий и скептически отнеслось к приятности маленького куска на 70 калорий. Тем не менее, после того как все участники эксперимента насладились десертом от ученых, наиболее удовлетворены остались именно те, кто выбрал самую маленькую порцию.

“Это происходит потому, что самое большое удовольствие мы получаем от первой пробы любого блюда”, - рассказывает Шандон. “Все последующие соприкосновения с едой также приносят нам удовольствие, но все меньше и меньше. Это феномен существует не только в сфере еды и известен как гедонистическая адаптация”. Несмотря на то, что больше всего удовольствия людям приносит первая проба, оценку своего удовлетворения они производят по последней. Поэтому те люди, которые выбирают большую порцию, к концу трапезы уже наслаждаются блюдом куда меньше, чем те, кто выбрал маленькую. Поэтому как это ни парадоксально, но выбирая большую порцию из-за страха голода и выгодности, люди, напротив, лишают себя определенной части удовольствия от еды.

Древнегреческий философ Эпикур, праотец гедонистического образа жизни, еще тысячи лет назад рекомендовал выбирать не самую обильную, а самую приятную еду. Исследование Шандона и коллег показало, что люди могут изменить автоматическое предпочтение более объемной порции, если призовут на помощь воображение. В рамках эксперимента ученые попросили волонтеров разного возраста (включая 5-летних детей) представить вкус, запах и текстуру десерта перед тем как выбирать порцию. Те волонтеры, которые проделали этот мыслительный эксперимент ожидали куда большего удовольствия даже от маленькой порции десерта и, к радости маркетологов, готовы были больше заплатить за нее.

“Для некоторых людей удовольствие от еды связано с ее эстетическими и чувственными качествами. Для других, удовольствие исходит из первобытного чувства насыщения и победы над голодом”, - отмечает Шандон. Безусловно, оба способа восприятия пищи имеют право на существование, но эпикурейское удовольствие от еды куда больше способствует похудению. Поэтому если вы опасаетесь, что грядущие праздники пробудят в вас первобытные инстинкты и заставят есть как можно больше вкусной еды, помните, что больше всего удовольствия вам в любом случае приносит первая проба.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.