Пицца: судный день

Две соседние пиццерии в Нью-Йорке дошли в своем споре до религиозного еврейского суда, который разбирает современные дела о конкуренции при помощи тысячетелетних талмудических законов.

Нью-Йорк очень серьезно относится к пицце. Он соревнуется с другими городами США и мира за звание лучшего города для любителей пиццы; в нем регулярно проходят жесткие конкурентные войны между маленькими пиццериями и целыми франшизами; в 2012 году в городе даже произошла разборка между двумя кланами мафии за украденный рецепт соуса для пиццы. Однако пожалуй самая безумная битва вокруг пиццы разворачивается в Нью-Йорке, а если точнее, в Бруклине, именно сейчас. Два владельца кошерных пиццерий, расположенных через дорогу друг от друга, настолько невзлюбили друг друга, что дошли в разбирательствах до местного бейт-дина, еврейского религиозного суда. New York Times рассказывает как спор между двумя заведениями решается при помощи тысячелетних законов, написанных на древнем арамейском языке.

Истцом в деле выступает Дэниел Брановер, владелец кошерной люкс-пиццерии Basil Pizza & Wine Bar в Бруклине. Ответчик — Шеми Харел, который месяц назад открыл кошерную пиццерию Calabria через дорогу от Брановера. В элитной пиццерии Basil Pizza & Wine Bar клиенты платят за религиозно чистую пиццу до $24 за штуку, а в неформальном, украшенном граффити заведении Харела цены практически как в фаст-фуде, и посетителям не приходится по несколько часов ждать в очереди. Брановер считает, что Харел полностью украл концепцию его заведения и предлагает все то же самое по более низкой цене неподалеку. Однако вместо того чтобы пойти в обычный суд, он решил обратиться за вердиктом к раввинам, так как талмудический закон также рассматривает дела о нечестной конкуренции. 



По мнению Брановера, его ресторан преобразовал район Бруклина, в котором он находится, и стал местом для совместного досуга хасидов, карибских мигрантов и белых воротничков. Харел же воспользовался этим многолетним трудом и начал продавать его со скидкой. «Всё, что он сделал идет против еврейского кодекса, и поэтому я решил преследовать его в суде», - утверждает Брановер. В суде в ход идет все от законов Торы и Талмуда до целой кулинарной книги различных кошерных правил и сертификационных стандартов.

Бейт-дины играют важную роль в еврейских сообществах по всему миру и помогают разбираться в супружеских тяжбах, сертификации кошерных товаров и обращении в иудаизм. Талмудические законы, связанные с бизнесом, в том числе и законы о губительной конкуренции, рассматриваются в таких судах куда реже, а правила, которыми они регулируются, зачастую покрыты тысячелетним мраком. В Нью-Йорке последний раз закон о губительной конкуренции был применен бейт-дином в 2006 году, когда Верховный суд штата поддержал решение раввинов в деле двух подозрительно похожих автобусных компаний.

В деле Брановера против Харела раввины-судьи разобрались всего за несколько дней и вынесли вердикт, цитируя Тору и Талмуд на древнем арамейском. В старинных томах вряд ли были строки о пицце, а вот с конкуренцией дела с древности, похожей, изменились мало. Раввины поддержали претензии Брановера и заявили, что более дешевый ресторан Calabria должен предлагать посетителям обычную нью-йоркскую пиццу, а не кошерную, чтобы не копировать концепцию соседнего заведения. Харел не обязан следовать решению бейт-дина, но только от него он может получить сертификат кошерности, без которой его заведения в нынешней форме потеряет всякий смысл. Бизнесмен уже поменял информацию на сайте своей пиццерии, чтобы сообщить, что теперь она предлагает традиционную нью-йоркскую пиццу.

Талмудический закон не запрещает конкуренцию между бизнесами, принадлежащими еврейским владельцам, однако в данном деле раввины решили, что заведения действительно чересчур похожи в своей концепции. Для того чтобы удостовериться в этом делегация суда заказала Uber и посетила обе пиццерии, пристально изучив все от дизайна до устройства печей. «Этих людей обычно не встретишь в ресторанах, но они знали на что им нужно обратить внимание», - поясняет Брановер. «Они хорошо сделали свою домашнюю работу».