Пираты сомалийского моря 5

После затишья в 2016 году, сомалийские пираты развернули деятельность с невиданной силой, и у международных сил заканчиваются идеи, как их можно остановить.

В кинотеатры скоро вернутся “Пираты Карибского моря”, а в Индийский океан уже вернулись другие морские разбойники конца 2000-х годов, которых никто не просил возвращаться — сомалийские пираты. В 2016 году пираты не совершили на суда в водах рядом с Африканским рогом ни одной успешной атаки, но теперь эта проблема вновь актуальна. Только за прошлый месяц атак было шесть, и пять из них завершились успехом для преступников. Власти также подозревают, что еще три браконьерских рыболовных судна заплатили пиратам выкуп, чтобы продолжить деятельность. Масштаб этих атак и их частота подтверждают, что пираты в Сомали вернулись еще сильнее, чем раньше. Foreign Policy объясняет, как получилось так, что в XXI веке продолжает процветать пиратство.

Международное сообщество уже несколько десятилетий бросает нешуточные силы на борьбу с пиратством у побережья Сомали, но пираты вновь и вновь возвращаются из укрытия и терроризируют судоходный трафик. Бороться тут есть за что: ежегодно через сомалийский коридор проходят грузы на сумму $700 миллиардов, а рядом идет масштабная рыбная ловля разной степени легальности. Активность браконьеров, к слову, напрямую связана с ростом числа пиратов: рыбы в Сомали на всех не хватает, и многие рыбаки вынуждены браться за оружие и идти в пираты, чтобы прокормить себя. Для транспортной индустрии и сил ООН, которые борются с пиратством, все это крайне плохие новости.

После затишья 2016 года международные силы, которые охраняют воды, и сами транспортные компании расслабились и потеряли бдительность. Морские силы НАТО и вовсе ушли из региона в декабре прошлого года, сославшись на то что пиратская активность спала на нет. Бен Лавеллин, проектный менеджер Oceans Beyond Piracy по Сомали, отмечает, что коммерческие суда в последнее время перестали нанимать вооруженную охрану и стали плавать на большой скорости далеко от берега. “Чем меньше в регионе становилось пиратов, тем меньше суда стали заботиться о базовых мерах безопасности”, - объясняет Лавеллин. “Для пиратов открылись новые возможности для атак, и похожей у многих группировок по-прежнему есть необходимые инструменты для того чтобы отыскивать подходящие цели в море”. 

Эксперты уверены, что конструктивное и долгосрочное решение проблемы пиратства возможно только после устранения браконьерской активности иностранных судов у берегов Сомали. Практически никак не регулируемая добыча рыбы создает масштабные экономические проблемы для региона, которые в конечном счете и вынуждают местных жителей “переквалифицироваться” в пиратов.

У международных судов у берегов Сомали есть мандат лишь на досмотр судов, которые занимаются грабежом и угоном коммерческих кораблей, рыболовы же могут делать в присутствии военных сил ООН и НАТО что угодно. В сомалийском законодательстве есть все необходимые регуляции, включая запрет рыбной ловли для иностранных судов в 24 километрах от берега и запрет разрушительных для окружающей среды разрушительных методов ловли. Однако федеральное правительство во многих регионах страны имеет слишком мало практической власти, чтобы карать рыболовов, нарушающих эти законы. Рыболовные суда из Ирана и Йемена регулярно входят в сомалийские воды с целыми взводами вооруженной охраны на борту и не только вылавливают чрезмерные объемы рыбы, но и разрушают сети, поставленные местными рыбаками. Для малоимущих сомалийцев, многие из которых постоянно живут на пороге голода, это становится последней каплей, и они переходят на криминальную активность. Пираты зачастую сами атакуют браконьерские суда и компенсируют потери рыбы деньгами рыбаков, которые украли ее у них.

“Пиратство в Сомали не будет устранено пока не будет устранена нелегальная рыбная ловля, потому что люди, которые занимаются пиратством, видят себя героями, которые защищают свои ресурсы”, - считает Хассан Варасме, министр рыбной ловли Галмудуга, непризнанного государства в центре Сомали. Однако даже те пираты, которые действительно начали преступную деятельность с целью защитить сомалийские рыболовные угодья, вскоре начинают орудовать и далеко за пределами прибрежных вод. Слабый государственный контроль и ограниченные возможности международных флотилий создают вакуум, в котором пиратство становится большим бизнесом, цели которого выходят далеко за пределы сравнения счетов с браконьерами.