Вслед за дудочником

За что мы любим сериал «Кремниевая долина».

В воскресенье 23 апреля HBO начинает транслировать четвёртый сезон комедийного сериала «Кремниевая долина» (Silicon Valley) — одного из самых ярких явлений современного телевидения. Герои сериала — сотрудники вымышленного стартапа Pied Piper (отсылка к легенде о гамельнском дудочнике), который разрабатывает инновационный алгоритм сжатия данных.

В нашем обзоре — главные сюжетные ходы и смыслы, за которые сериал полюбился как бизнесменам и айтишникам, так и самой широкой аудитории.

Мир большого бизнеса

Миллионы молодых предпринимателей и программистов по всему миру мечтают о том, чтобы добраться до Кремниевой долины и удачно пропитчить свой гениальный IT-проект. Одноимённый сериал посвящён этому процессу и всему, что ему сопутствует — разумеется, разрушая благородный ореол успеха, которым окружена мечта о стартаперском успехе.

Один из главных героев — основатель стартап-инкубатора Эрлих Бахман — прекрасный тому пример: заработав миллионы на своём первом проекте, он бросает программирование, заселяет в свой особняк пятерых IT-юнцов в надежде на будущий успех, а сам расхаживает в дурацких футболках и неустанно курит марихуану.

Другой пример состоявшегося капиталиста — миллиардер Расс Хэннеман, помешанный на элитных машинах и других атрибутах красивой жизни. Он бросается пафосными фразочками и изо всех сил старается доказать миру свою значимость, но впадает в настоящее отчаяние, когда объём его состояния опускается чуть ниже миллиарда долларов (и приходится пересесть с McLaren на Maserati).

Поговаривают, что Хэннеман был списан с венчурного капиталиста Дэна Билзеряна, который прославился своим инстаграм-аккаунтом, который чуть менее, чем полностью состоит из пышных полуобнажённых моделей, вечеринок на яхтах, сафари, пулемётов и фактурного торса самого Билзеряна. У здорового человека такое самоутверждение вызывает скорее смех, чем зависть (хотя 22 миллиона подписчиков с этим, пожалуй, не согласятся).

Проблемы в понимании

Главный герой сериала — талантливый разработчик Ричард Хендрикс — придумывает уникальный механизм сжатия данных и мечтает о том, чтобы применить его для создания лучшей системы облачного хранения данных. Однако назначенный владельцами CEO нанимает команду маркетологов, которая буквально переворачивает изначальную идею Ричарда.

Вернее, делает это сам Ричард: в ответ на некомпетентные предложения маркетологов он в запале предлагает «сжать данные и засунуть их в коробку». На следующем совещании выясняется, что маркетологи приняли его метафору за гениальную идею — и уже подготовили презентацию «сверхбезопасного хранилища данных».

Кажется, подобного рода недопонимания характерны для любой работы, которая подразумевает хоть какие-нибудь совещания. То, что в реальности доставляет нам жуткую головную боль, в «Кремниевой долине» заставляет хохотать.

Корпоративная политика

Чем крупнее бизнес, тем коварнее интриги и бескомпромисснее борьба за власть. А власть, как известно, портит людей. Может быть, главный отрицательный персонаж является самым успешным человеком в «Кремниевой долине». Это Гэвин Белсон — CEO компании Hooli, в которой в начале сериала работает протагонист Ричард Хендрикс.

В самом начале сериала Белсон упускает сделку по покупке Pied Piper — и на протяжении трёх сезонов пытается правдами и неправдами заполучить контроль над перспективным проектом. В том числе, создав свой продукт под названием Nucleus, который был бы невозможен без прямого плагиата. При этом Белсон, как и многие коллеги, настойчиво имитирует поведение Стива Джобса — кичится своим общением со «духовным гуру» и проводит эффектные презентации перед советом директоров, используя животных в качестве живых метафор довольно примитивных мыслей, которые он высказывает.

Эффективное управление

Несмотря на то, что «Кремниевая долина» под завязку заселена эксцентриками, интриганами и просто глупцами, в этом мире есть место великолепным бизнес-решениям. Такие решения принимает Питер Грегори — миллиардер, вложивший деньги в Pied Piper. Как считает издание Backchannel, главный прототип Грегори — инвестор Питер Тиль.

Культовым стал эпизод, в котором Грегори на протяжении целого дня откладывает встречу с руководством другого стартапа, в который он инвестировал. Причина: Питеру срочно понадобилось ознакомиться с ассортиментом сети фастфудов Burger King. Выясняется, что гуру бизнеса пришла в голову идея, откуда достать денег для своих подопечных. Чтобы заработать миллионы, иногда нужно просто знать, где растёт кунжут для бургеров, и когда туда прилетят цикады.

Помешательство на технологиях

Работа над IT-проектами делает людей помешанными на IT-решениях задач, которые этого не требуют. Взять хотя бы историю о совершенно бессмысленной хайтек-соковыжималке.

Недоработанные или не адаптированные к реальной жизни технологии создают больше проблем, чем решают. Когда один из персонажей «Кремниевой долины» садится в самоуправляемое такси, это приводит к неожиданному морскому путешествию в грузовом контейнере. В другом эпизоде бесплодные попытки двух героев воспользоваться голографической связью заканчиваются обычным телефонным звонком:

«Сделать мир лучше»

Ричард Хендрикс и его коллеги по Pied Piper — молодые IT-таланты, которые относятся к глянцевому миру калифорнийских стартапов с заметной долей брезгливости. Такой взгляд близок и создателям сериала, в первую очередь, сценаристу и режиссёру Майку Джаджу. Джадж обрёл стойкую репутацию мастера сатиры в области коллективного идиотизма: на его счету обличения школьников и поп-культуры («Бивис и Батхед»), жизни в глубинке («Царь горы»), работы клерков («Офисное пространство») и глобального отупения как такового («Идиократия»).

Проекты, в которых Джадж участвует как основной автор, роднит некоторая топорность сатиры: он не охотится за тонкостями, а высмеивает заданную цель «в лоб». Один из ярких примеров этому в «Кремниевой долине» — технологическая конференция TechCrunch Disrupt, главный смотр презентаций начинающих IT-проектов (последняя серия первого сезона, в ней Джадж выступил как режиссёр). Множество участников конференции один за другим повторяют вариации формулы SoLoMo (социальность, локальность, мобильность) и мантру о том, что именно их проекту предстоит «сделать мир лучше».

Всё это очень смешно, но «Кремниевая долина» — не только о том, как глупо со стороны выглядят инноваторы, но и о том, что круче калифорнийских стартапов всё равно пока никого нет. Команда Pied Piper терпеть не может корпорации, их эстетику и мораль — но реальность ставит перед ними всё более трудные вопросы и заставляет адаптироваться под специфику их сферы (конечно, далёкой от идеала). Если адаптироваться и взрослеть, но сохранять честность и здравый смысл, мир действительно можно сделать лучше.

Святослав Иванов

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.