Как устроена экономика в «Игре престолов» и почему там нет ЦБ

Вестерос набрал много долгов, бюджет Семи королевств давно не справляется с затратами и дефолт близко.

В фантастической реальности, созданной писателем Джорджем Мартином, много вымысла: драконы, лютоволки, Белые ходоки. Вместе с тем мартиновский мир работает по тем же законам, что и реальный. Основное внимание читателей и зрителей приковано непосредственно к борьбе за Железный трон. При этом на втором плане остается основное средство, с помощью которого ведется борьба - деньги.

Финансовое состояние Семи королевств Вестероса незавидное. Монархия израсходовала много денег, при этом доходы не позволяли такие затраты. Более того, средства были потрачены на пиршества и рыцарские турниры, и не инвестированы в долгосрочный рост - строительство инфраструктуры, например.

В итоге у королевств накопился большой долг: три миллиона золотых драконов перед семьей Ланнистеров, два миллиона - перед Железным банком, еще один миллион - перед Церковью Семерых. Доходы позволяли оплачивать только проценты по долгу.

Большой долг - не катастрофа, если экономика растет. Рост государственных расходов может способствовать увеличению ВВП, если средства расходуются на строительство инфраструктуры, общественные блага и капитальные вложения. Однако, как уже упоминалось, короли больше заботились о развлечениях.

Скриншот: Game of Thrones, HBO

После смерти Роберта Баратеона началась война. Новые расходы ухудшили финансовое состояние Вестероса - урожаи начали сокращаться, жители сельской местности пустились в бега, спасаясь от мародеров. Это привело к резкому сокращению налогов, а тут еще зима близится. Возделывать поля в мороз невозможно, так что аграриев Вестероса и королевскую казну ждут тяжелые времена.  

В такой ситуации у государства есть три варианта: повысить налоги, напечатать больше денег или взять в долг. Последняя опция недоступна из-за большого долга, печатать деньги нет возможности, поскольку валюта в Вестеросе - товарная (золото, серебро, медь), а не фиатная (бумажные деньги). Остается только повысить налоги, что и делают Семь королевств.

Впрочем, Мастер над монетой Петир Бейлиш по прозвищу «Мизинец» придумал что-то вроде количественного смягчения - практики, которая по своей сути близка к печатанию денег. Королевский казначей обладал даром - он мог потереть две монеты одна о другую и получить третью, говорится в книге. То есть «Мизинец» уменьшал объем золота в монетах, снижая их фактическую стоимость.

Финансовая система

Из Бейлиша, возможно, вышел бы неплохой глава Центробанка, но в Вестеросе не было регулятора. Экономист Адам Озимек из Moody's Analytics заинтересовался, возможно ли в Семи королевствах существование ЦБ. Если да, то монархия смогла бы перейти от примитивных товарных денег к фиатной системе. В таком случае можно было бы не мошенничать, переплавляя монеты, и просто печатать деньги, как делают все цивилизованные ЦБ.

Скриншот: Game of Thornes, HBO

Семь королевств в качестве валюты используют золотые драконы, серебряные олени и медные пенни. Стоимость этой валюты равна цене металла, из которого сделаны монеты. В случае с фиатными деньгами стоимость валюты гарантируется Центробанком, который «обещает», что бумажки, именуемые деньгами, имеют определенную стоимость.

В Вестеросе мог бы существовать ЦБ, если бы имелся институт, способный давать гарантии на долгосрочный период. Для выполнения этого условия институт должен обладать тремя качествами: независимость и долгосрочность (при отсутствии этих качеств институт не сможет что-либо гарантировать на будущее), а также преданность общественному благу (в противном случае ЦБ будет больше заботиться о прибыли отдельных лиц, а не о благосостоянии общества).  

Монархия - самый очевидный кандидат на роль регулятора - не соответствует упомянутым характеристикам. Это хорошо видно на примере Семи королевств - во время правления Роберта Баратеона деньги, взятые в долг, до общества не доходили. Скоропостижная смерть правителя, которая привела к войне, свидетельствует еще об одном недостатке - отсутствии долгосрочности.

Роль регулятора также могли бы выполнять Великий мейстер или Мастер над монетой, но они зависят от властей - король может заменить любого из них по своему желанию. Центробанком мог бы быть какой-нибудь религиозный институт - например, Великая септа Бейлора. Преимущество этого варианта - долгосрочность. Вера может пережить всех королей, священники в определенном роде не зависят от монархии и преданны общественному благу. Проблема лишь в том, что жители Вестероса поклоняются разным богам. Например, Станнис служит Владыке Света Р’глору. Если он получит корону, Великая септа Бейлора может потерять свое влияние.

Следующий кандидат на роль ЦБ - Железный банк Браавоса. Это самый влиятельный финансовый институт в Известном мире, существующий несколько веков. Но он не является частью Семи королевств и работает на своих собственников, то есть Железный банк не ставит перед собой цели заботиться об обществе.

Единственная организация, которая может выполнять функции ЦБ - это Ночной дозор, считает Озимек. Орден существует около восьми тысяч лет. О независимости Ночного дозора свидетельствует тот факт, что организация сохраняла нейтралитет во время восстания, в результате которого была свергнута династия Таргариенов. Об их преданности обществу можно судить по миссии Дозора - они охраняют Стену и защищают Семь королевств.

Члены Ночного Дозора сейчас служат в трех подразделениях: разведчики, строители и стюарды. К ним можно добавить экономистов, предлагает Озимек, и включить в текст их клятвы обязательство бороться с инфляцией и безработицей (цель всех Центробанков).

Аналогии с современными реалиями в финансовой системе Известного мира заметила также Кэтрин Бойл с CNBC. По ее мнению, Железный банк - это мартиновский Международный валютный фонд или Всемирный банк. МВФ и ВБ во время долгового кризиса в ЕС поддержали смену власти в нескольких европейских государствах, которые не могли принять законы о бюджетной экономии. Таким образом фонд и банк защищали свои инвестиции. Такая же ситуация и с Железным банком - его руководство решило помочь Станнису Баратеону в его борьбе за трон, так как отчаялось взыскать долги с королевств.

Сериал «Игра престолов» еще не закончился, последняя книга «Песни Льда и Пламени» тоже не дописана. Кому достанется Железный трон - пока неясно. Можно лишь сказать, что, как и в реальном мире, больше всего шансов у кандидата с самой внушительной финансовой поддержкой. Даже в вымышленном мире с магами и драконами, война - очень затратное дело.