Трамплин на дне

Почему Россия может оказаться привлекательной для инвесторов в 2016 году.

Высокая инфляция, падающая цена на нефть, регулярный политический «креатив» и экономические санкции — вот неполный список причин, побуждающих зарубежных инвесторов в последние годы активно выходить с российского рынка. Однако как считают опрошенные журналом Forbes эксперты, «темнее всего перед рассветом» — поэтому редакция назвала инвестиции в нашу экономику «самой смелой идеей на 2016 год» и включила ее в ежегодный список рекомендаций Forbes Investment Guide.

Ставка на отскок

«Я 20 лет работаю на этом рынке, и могу сказать, что главная его особенность — цикличность. После каждого кризиса наступает экономический бум. С учетом того, что сейчас рынок решительно недооценен, остается только понять, когда произойдет скачок», — говорит Дэвид Герн, основатель инвестиционного холдинга Spring.

Российский филиал компании Герна в 2015 году вырос на 20,9 процентов. Российская экономика в 2015 году выросла на 10% в индексе Morgan Stanley Capital International Russia Index (после падения на 49% в 2014 году) и на 1% — в индексе S&P 500. В мае этого года CFA Institute (одна из самых престижных организаций, занимающихся сертификацией финансовых специалистов) поставила Россию на 4-е место в рейтинге самых удачных стран для инвестиций. Объем прямых иностранных инвестиций к этому моменту составлял 2% от ВВП, то есть на уровне 2011 года и лучше, чем в 2008-2009 годах.

С логикой Герна соглашаются Стивен Лэндис из Delaware Investments и Джерардо Заморано из инвестиционной компании Brandes. «С учетом масштаба проблем, с котороми столкнулась российская экономика, они неплохо справляются. Сейчас на их рынке такая высокая волатильность, что определенно стоит в этом поучаствовать», говорит Лэндис.

О нет, только не нефть

Одним из самых интересных для инвесторов сегментов российского рынка оказался продуктовый ритейл. «Людям же все равно нужно что-то есть. Как ни странно, санкции на американские и европейские продукты увеличили маржинальность этого бизнеса», — говорит Девид Бондерман, партнер фонда TPG.

Его любовь к продуктовым сетям разделяет Герн, сделавший большую ставку на «Магнит» Сергея Галицкого. По мнению инвестора, в 2016-м году велика вероятность отмены санкций против России благодаря сравнительному улучшению ситуации на Украине и реакции на участие страны в сирийском конфликте — всё это позитивно скажется на развитии продовольственного ритейла. Впрочем, недавно мы писали, что Анатолий Чубайс, к примеру, считает, что отмена санкций вряд ли случится раньше 2017-го.

Помимо этого Герн держит в портфеле автомобилестроительную компанию «Соллерс» (производит в России автомобили марок Ford, Toyota, Mazda, Isuzu, Ssang-Yong и УАЗ). Также он советует обратить внимание на «Сбербанк» и «Новатэк». С начала года и до момента написания заметки котировки этих компаний выросли примерно на 33% и 17% соответственно.

По словам Арента Тизена, менеджера голландского фонда T&E Inmaxxa, больше всего в России заинтересованы инвесторы из Голландии и Германии. «Не то, чтобы 30% наших средств были направлены на российский рынок — все-таки мои клиенты читают новости. Я бы оценил долю в 5-10%, но и это немаленькая сумма... Мы внимательно следим за недооцененными компаниями, у которых есть потенциал роста в ближайшее время. Так что я не могу игнорировать "М.Видео", "Дикси", "Северсталь" и "Алросу".»

В обход граблей

При этом, как отмечает Forbes, иностранные инвесторы хорошо помнят, чем иногда заканчивались предыдущие попытки вхождения на наш рынок — вроде истории российского подразделения Hermitage Capital Management. В 2013 году один из крупнейших вкладчиков в российскую экономику был вынужден уйти с рынка после заведения уголовного дела против сооснователя фонда Уильяма Браудера. Браудеру запретили въезд в Россию и заочно приговорили к девяти годам за незаконные сделки с акциями «Газпрома». Ситуация с фондом Hermitage имела множество последствий, включая арест Сергея Магнитского и создание американским правительством одноименного списка нарушителей прав человека, а также сегодняшнее заявление генпрокурора Юрия Чайки о том, что Браудер стал заказчиком знаменитого расследования Фонда по борьбе с коррпупцией, направленного против Чайки и его семьи.

Несмотря на это, по данным Всемирного банка за июнь 2015 года, Россия в индексе легкости ведения бизнеса обходит другие развивающиеся страны, включая Китай, Бразилию и Индию (51-е место против 84-го, 116-го и 130-го), хотя и уступает в этом рейтинге даже Белоруссии (44-е место). По словам Герна, хуже всего оценивают свою экономику сами россияне: «Тем не менее, иностранцы разделились на два лагеря, и многие думают, что цены упали настолько, что пора покупать. В конечном счете, все инвесторы смотрят на возврат вложений. И с точки зрения инфраструктуры Россия обходит и Индию, и Бразилию, плюс не стоит забывать о крайне развитом населении со 100%-ной грамотностью... Наконец, можно не любить Путина, но правительство здесь держится достаточно крепко».