Мы и есть подкрепление

Как кризис повлиял на российский общепит.

«Пиццерии Sbarro задолжали своим сотрудникам зарплату за несколько месяцев, сотрудники бастуют, пишут Владимиру Путину и обращаются с просьбой "восстановить справедливость" к Рамзану Кадырову» — так начинается заметка «Коммерсанта» о проблемах, с которой столкнулась знаменитая пиццерия в России. Ibusiness решил посмотреть на то, как кризис изменил российский общепит: какие компании ушли с нашего рынка, а какие — появятся или уже появились.

По итогам 2015 года рынок российского общепита сместился в сторону фастфуда и доставки еды — количество заказов в них выросло на 10% и 6% соответственно. По данным РБК, россияне считают, что только заведениям быстрого питания удается удерживать приемлемые цены. Для крупнейших компаний это стало сигналом к действию: McDonald's, KFC и Burger King планируют увеличивать количество заведений в России. Однако у многих других международных игроков дела на российском рынке идут намного хуже.

Sbarro

Несмотря на весь драматизм сложившейся ситуации, в компании по-прежнему надеются на то, что кризис удастся пережить. «Коммерсантъ» сообщает о том, что в планах российского Sbarro открыть еще 25 новых точек в 2016 году. По данным сайта компании, на сегодняшний день открыто «более сотни ресторанов» и планируется удвоить их количество в течение ближайших двух лет.

При этом, как объясняет издание, многие сотрудники Sbarro не получают зарплату уже больше полугода, а средний долг достиг 150 тысяч рублей. При этом большинство сотрудников было переведено на «серую» зарплату, и в их договорах прописана ставка в 5-6 тысяч рублей. 29 января СМИ сообщили о том, что компания уволила три тысячи работников, но в Sbarro эту информацию опровергли.

По данным «Коммерсанта» проблемы у холдинга «Г.М.Р. Планета Гостеприимства» (владеет российской франшизой Sbarro) начались в 2012 году после покупки сети «Ёлки-палки». Вскоре после приобретения посещаемость этих заведений начала падать, и в холдинге решили потратить более пяти миллионов долларов на ребрендинг. Одновременно с этим начала падать популярность Sbarro и других пиццерий. Самый большой удар нанес, конечно же, нынешний кризис: из-за санкций компании пришлось поспешно искать новых поставщиков, а стоимость аренды помещений сильно выросла из-за того, что большинство контрактов было заключено в долларах.

«Планета суши»

В декабре руководство компании «Росинтер» объявило о том, что в течение двух лет закроет принадлежащую ей сеть ресторанов «Планета суши». Продуктовые санкции и девальвация рубля привели к росту цен на морепродукты, и рестораторы поняли, что сдерживать «ценник» для посетителей уже не смогут. Вместо «Планеты суши» будет открыта сеть заведений паназиатской кухни «Шикари». По логике руководства, такая концепция позволит меньше зависеть от цен на морепродукты.

Разумеется, проблемы «Планеты суши» характерны для любых заведений японской кухни. С июня 2015 года продолжается иск о банкротстве сети ресторанов «Япоша». Компания уже больше года не расплачивается с поставщиками, суммарный долг составляет более 70 миллионов рублей. В декабре прошлого года иск против «Япоши» также подал банк «Траст», которому рестораторы задолжали больше 945 миллионов рублей.

Carl's Jr.

В конце 2014 года в Санкт-Петербурге, Новосибирске и Краснодаре закрылись 30 заведений Carl's Jr. (крупная американская сеть фаст-фуда) — это около двух третей всех точек в России. ООО «Яркая звезда», которая занималась франшизой в этих городах, была признана банкротом в марте 2015 года. Представители компании долго вели переговоры с головным офисом Carl's Jr. о льготных условиях работы с поставщиками и снижением других затрат по лицензии, но не смогла добиться послаблений и в конечном счете лишилась лицензии. В августе 2015 года стало известно о том, что калининградская компания «Форт ИС» вновь откроет в Санкт-Петербурге один ресторан Carl's Jr.

Еще один крупный российский франчайзи Carl's Jr. решил пойти более оригинальным путем. В октябре предприниматель Сергей Богоделов, планировавший открыть более 10 ресторанов этой сети в Екатеринбурге, Перми и Тюмени, однако отказался от франшизы из-за слишком высоких цен поставщиков. Вместо этого Богоделов решил открыть рестораны под брендом «Это бургер, Карл!».

Wendy's

Wendy's покинула Россию еще в самом начале кризиса — летом 2014 года. Третья по размерам американская сеть закусочных посчитала, что не сможет добиться приемлемого роста своего бизнеса в нашей стране — за четыре года удалось открыть лишь восемь ресторанов из 180 планировавшихся.

Осенью того же года история получила продолжение — компания Wenrus, бывший владелец российской франшизы Wendy's, так и не закрыл один из восьми ресторанов под этим брендом (речь идет о ресторане в московском торговом центре «Атриум»). Владельцы торговой марки обвинили российскую компанию в нарушении интеллектуальной собственности, а также в том, что качество обслуживания в последнем российском «вендисе» порочило бренд. Чем закончилось судебное разбирательство, не сообщается, однако ресторан в «Атриуме» уже давно закрыт.

Пополнение:

Временные трудности Carl's Jr. стали хорошей возможностью для другой сети «бургерных» — финской Hesburger. В России с 2010 года было открыто 20 ресторанов этой точки, однако после банкротства «Яркой звезды» финны решили почти удвоить количество заведений в нашей стране. Только в Санкт-Петербурге за счет помещений бывших «карлсджуниоров» планируется открыть пять новых ресторанов. Для сравнения, в Финляндии работает 279 заведений Hesburger, в балтийских странах — еще 118.

Также вдохновилась кризисом сеть производителей хот-догов Nathan's Famous. В Россию эта компания пришла в 2013 году, и с тех пор открыла восемь заведений в Москве и девять франшизных точек в регионах. По всему миру работает чуть меньше двух тысяч заведений под маркой Nathan's Famous. В октябре 2015 года компания сменила партнера в России — теперь права на бренд принадлежат компании «ЭнЭф Рус», которая хочет увеличить количество российских точек в 15 раз.

В августе 2014 года в Россию также пришла сеть кондитерских Magnolia Bakery — считается, что известность она получила благодаря эпизоду «Секса в большем городе», и даже в свое время ввела моду на «капкейки». Сейчас у пекарни уже три заведения, но все они в Москве.