Как преступники занимаются легальным бизнесом

«Любимые» приемы русской, итальянской, американской и японской мафии.

Организованная преступность всегда нуждается в бизнесе «для прикрытия» — фиктивных или реальных компаниях, используемых для отмывки нелегально заработанных средств. Чаще всего мафия отдает предпочтение слаборегулируемым отраслям, имеющим низкий порог входа и отличающимся непрозрачностью финансовых потоков (в идеале — работающих за наличные деньги). В разные времена такими отраслями оказывались услуги по транспортировке мусора, строительство, ресторанный бизнес, микрокредитование, азартные игры и шоу-бизнес. Ibusiness решил посмотреть на то, как строится легальный бизнес преступных группировок по всему миру.

Мусор остается любимым бизнесом организованных преступных группировок в разных странах

Как объясняет автор блога How Stuff Works, перевозка мусора до сих пор очень плотно ассоциируется с мафией — благодаря достаточно богатой традиции. К примеру, в Нью-Йорке к середине 90-х «мусорная картель» по оценкам экспертов завышала цены на свои услуги примерно на 40% и зарабатывала около 1,5 миллиарда долларов в год. Другие игроки с большим трудом могли войти на этот рынок. Так, по воспоминаниям New Yorker, в 1992 году компания Browning-Ferris Industries (тогдашний лидер рынка услуг по переработке отходов) попыталась предложить свои услуги в Нью-Йорке. Как только об этом стало известно, одному из топ-менеджеров компании подбросили на задний двор голову овцы с запиской «Добро пожаловать в Нью-Йорк». За последовавшие три года «чужакам» удалось предложить свои услуги лишь 200 компаниям из примерно 250 тысяч.

Тем не менее, к середине 90-х усилиями мэра Рудольфа Джулиани городской рынок мусора удалось декриминализировать. В прошлом Джулиани прославился тем, что будучи прокурором, добился обвинительного приговора для восьми членов так называемых «пяти семей» (крупнейших итальянских группировок Нью-Йорка).

Однако как объясняет автор Slate, мусор остается «грязным бизнесом» во многих других странах — например, в Италии и Грузии.

После распада СССР МВД насчитывало около 5-8 тысяч ОПГ в России, в которых было задействовано около 100 тысяч членов

Такие данные приводятся в аналитическом отчете компании Stratfor. Также в МВД насчитали 18 тысяч преступных лидеров, однако лишь 300 группировок имели четкую структуру. Как объясняется в отчете, из-за того, что в советские времена весь частный бизнес был вне закона, после распада СССР криминальные группировки оказались автоматически вовлечены фактически во все виды экономической деятельности. С тех пор отличительными особенностями российских ОПГ остается децентрализованность, смешанный состав, «многопрофильность» и тесные связи с правохранительными органами.

Меры по регулированию бизнеса значительно сузили области интересов российских ОПГ

По данным Stratfor, к 2000 году около 80% российских предпринимателей платили «за крышу». Однако компания отмечает определенную эффективность мер, предпринятых правительством Путина для борьбы с преступностью — например, значительная (до 160%) прибавка к зарплате прокуроров, упрощение процесса регистрации компаний, а также крупные перестановки в администрациях регионов.

«Изменения последних лет вынудили преступников пересмотреть свою бизнес-модель. Нелегальный бизнес стал слишком дорогим занятием — поэтому многие предпочли «обелить» незаконно полученные средства и вложить их в бурно растущую энергетику и недвижимость. Поэтому российские ОПГ постепенно снижают обороты — однако преступность остается на прежнем уровне, а коррупция и финансовые махинации по-прежнему являются серьезной проблемой».

В Италии в 2000-м году каждая пятая компания контролировалась мафией

На тот момент годовой оборот преступных группировок оценивался в 133 миллиарда долларов — примерно 15% от валового национального продукта Италии. Организованная преступность до сих пор остается в этой стране очень серьезной проблемой.

К примеру, Неаполь начиная с 2008 года страдает от проблем с уборкой мусора. Переработку отходов в городе традиционно контроллирует Каморра (название крупнейшей группировки в регионе), которая нередко использует неаполитанские свалки для промышленного мусора, привозимого из соседних районов. Это привело к забастовкам городских работников и к тому, что город регулярно оказывается погребен под горами мусора. Неаполитанским властям как минимум дважды приходилось привлекать армию для того, чтобы проконтролировать уборку города.

В Токио в 2010 году насчитывалось около 1000 компаний, принадлежащих якудза

Как объясняет автор блога Japan Subculture Research Center, в 1992 году японские власти приняли первый закон, направленный против организованной преступности. Якудза пришлось заняться созданием фиктивных компаний. Для того, чтобы предприятия не ассоциировались с кланами, которым они принадлежат, гангстерам пришлось включить фантазию.

В 2011 году власти Японии ввели уголовную ответственность за любую экономическую активность, связанную с якудза. Иными словами, вы нарушите закон, если будете сотрудничать с компанией, которая принадлежит гангстерам. Ответственность распространяется даже на тех, кто откупается от преступников или по незнанию устраивается на работу в фиктивную компанию.

Издание Tokyo Reporter приводит несколько рекомендаций, которым стоит следовать, если вы не хотите случайно устроиться на работу в такую фирму:

  • названия с общеупотребимыми англоязычными словами ("consultant", "create") должны вызывать подозрение;

  • перед собеседованием необходимо убедиться, что компания существует на рынке не первый год;

  • также стоит избегать компаний, которые ищут кандидатов с помощью печатной и ТВ-рекламы. Иногда якудза даже приглашают звезд шоу-бизнеса для того, чтобы привлечь потенциальных кандидатов.

  • наконец, стоит обратить внимание на структуру менеджмента компании. Если в компании очень долго никого не повышают, и вам не очень понятны конкретные роли менеджеров, то это еще один тревожный признак.