Как придумали дизайн рублей

Истории художников Гознака.

В 2017 году в обращение будут введены купюры достоинством 200 и 2000 рублей. Предположительно, дизайн новых купюр будет определен при помощи телевизионного голосования, которое будет проходить на «одном из федеральных каналов», объяснила глава ЦБ Эльвира Набиуллина. В этой связи ibusiness решил вспомнить, как сформировался современный облик российской валюты.

Современный дизайн банкнот появился в 1995 году

К этому моменту российские рубли уже дважды успели поменяться. В 1992 году в обращение были введены купюры достоинством 5000 и 10000 рублей (при этом продолжали выпускаться советские рубли от уже упраздненного Банка СССР). В 1993 году от советских рублей отказались, и на смену им пришли новые купюры с изображениями кремлевских башен и других зданий из центра Москвы номиналом от 100 до 50000. Спустя два года рубли снова обновились и получили привычный нам облик.

Первоначально были выпущены купюры номиналом от 1000 до 100000 рублей. В 1997 году после деноминации дизайн купюр уже принципиально не менялся, однако вышла из обращения банкнота достоинством в 1000 рублей (один «новый» рубль»). Также в 2001 году перестали печатать пятирублевые банкноты.

Автор текущей «городской» серии банкнот — Игорь Крылков

Крылков работает в Гознаке с 17 лет. В качестве дипломной работы художник создал дизайн обратной стороны однорублевой банкноты 1947 года. Лицевую сторону рисовал Иван Дубасов, наиболее известный по работе над гербом СССР.

За последовавшие за этим 50 лет Крылков поучаствовал в создании множества банкнот СССР и Российской Федерации, а также почтовых знаков и различных документов (вроде свидетельств о рождении, школьных аттестатов и паспорта образца 1974 года). С 1989 по 2002 год занимал должность главного художника Гознака.

Первоначально героями банкнот должны были стать не памятники, а исторические личности

По воспоминаниям самого Крылкова, после долгих споров были отброшены все «кандидатуры», выдвигавшиеся Гознаком — кроме Александра Пушкина:

«У Чайковского якобы были проблемы с ориентацией — тогда эту тему постоянно муссировали. У Глинки тоже нашли какой-то скелет в шкафу. Да и нет в нашей стране традиции изображать на дензнаках портреты, за исключением усопших императоров».

В итоге пришли к идее с памятниками и ландшафтами — в Гознаке серия банкнот 1995 года получила неформальное название «От Москвы до самых до окраин». Как вспоминает «Московский комсомолец», после выхода новых денег ходили слухи о том, что дизайн банкнот согласовывался с РПЦ, а также о том, что автором идеи на самом деле является Виктор Баранов — знаменитый советский фальшивомонетчик. Крылков, впрочем, все эти слухи опровергает.

Сторублевую купюру неоднократно обвиняли в «откровенности»

В июле 2014 года депутат от ЛДПР Роман Худяков выступил с требованием заменить изображение Большого театра на сторублевой купюре на достопримечательности Севастополя. По мнению Худякова полуобнаженный Аполлон на «сотке» нарушает закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». В качестве альтернативы депутат предложил разместить на банкнотах маркировку «18+».

Впрочем, как вспоминает Крылков, в Гознак и ранее поступали жалобы на сторублевую купюру, причем на них даже пришлось ответить. Ответ звучал так: «Греческие боги штанов не носили».

Больше всего критиковали 500-рублевую банкноту

В частности, нередко указывают на то, что на купюре изображен Соловецкий монастырь без крестов. Дело в том, что до реконструкции в этом здании располагался Соловецкий лагерь особого назначения — поэтому и получается, что на полутысячной банкноте нарисован не храм, а отделение ГУЛАГа.

Также, как объясняет «Московский комсомолец», критики жаловались, например, и на то, что на российской купюре изображен аргентинский (то есть иностранный) парусник.

Стоимость производства купюр

По данным газеты «Известия» за 2014 год себестоимость одной купюры составляет от 60 копеек до 2 рублей. Чеканка монеты достоинством в одну копейку обходится в 4,6 копейки, 5 копеек «стоят» 7,2 копейки, 10 копеек — 22,7 копейки, 50 копеек — 33,7 копейки. Однако с тех пор себестоимость почти гарантированно выросла — к примеру, для печати банкнот закупается швейцарская краска, итальянские защитные нити и немецкая фольга для тиснения.