Почему прокрастинировать – полезно

Как Facebook и Google выиграли за счет того, что не были первопроходцами.

Ibusiness публикует очередную лекцию TED. В этот раз профессор Уортонской школы бизнеса Адам Грант объясняет почему, чтобы придумать что-то по-настоящему стоящее, нужно отложить все и сыграть в «Сапера».

Семь лет назад ко мне подошел один из моих студентов и предложил инвестировать в его компанию. Он сказал, что работает с тремя друзьями и что они «взорвут» индустрию, продавая товары через интернет. На что я спросил у него, собираются ли они заниматься этим все лето. Он ответил, что нет – у них у всех есть стажировки на случай, если их идея не выгорит. Окей, говорю я, но это будет вашей основной работой, когда вы закончите учебу? Не совсем, ответил мне мой студент. Оказывается у них у всех и запасная работа была, на всякий случай. За полгода до запуска проекта у них даже не было работающего сайта! Естественно я отказался вкладывать свои деньги в их компанию.  

Они назвали свою компанию Warby Parker и продают очки через интернет. Недавно их признали самой инновационной компанией в мире и оценили в миллиард долларов. Теперь моими инвестициями занимается только моя жена. Я же решил проанализировать свою ошибку.

Первая причина по которой я не стал инвестировать в Warby Parker – они были слишком медленными. Вы должно быть знакомы с таким явлением как прокрастинация. Сам-то я прекрастинатор. Знаете это чувство, когда остается пара часов до дедлайна, а вы еще ничего не сделали? У меня это чувство возникает за несколько месяцев до финальных сроков. Это сильно помогло мне в университете, когда я сдал дипломную работу на четыре месяца раньше положенного.  

Несколько лет назад я со своей студенткой Джихэ затеял эксперимент. Она должна была наведаться в несколько компаний и опросить сотрудников как часто они прокрастинируют. Затем она просила начальство этих сотрудников оценить их креативность и инновационность. Естественно оказалось, что прекрастинаторы вроде меня по шкале креативности оцениваются гораздо ниже тех, кто прокрастинирует в меру.

Мы решили разобраться действительно ли прокрастинация – источник креативности. Мы попросили несколько человек придумать бизнес идеи, а затем попросили нескольких независимых наблюдателей оценить их креативность и полезность. Некоторых из участников эксперимента мы попросили придумать идеи сразу же, а другим перед выполнением задачи дали поиграть пять-десять минут в «сапера». Оказалось, что умеренные прокрастинаторы оказались на 16 процентов креативнее остальных испытуемых.  

Причем, если дать людям поиграть в «сапера» прежде, чем дать задание никакого роста креативности не будет. Только в том случае, если вам ставят задачу, а уже после вы начинаете прокрастинировать, тогда это приносит результат. 

 

Прокрастинация позволяет вам оценить разные идеи, подумать нелинейно и прийти к неожиданным выводам.

Я узнал, что многие великие умы были прокрастинаторами. Возьмем Леонардо Да Винчи. Он писал Мону Лизу на протяжении 16 лет. В своем дневнике он писал, что чувствует себя неудачником. Но в этот же период он занялся изучением оптики, что позволило ему в итоге стать лучшим художником.  

Прокрастинация – это зло когда речь идет о продуктивности, но добро, когда речь о креативности. Те, кого я называю оригиналами быстро принимаются за дело, но долго доводят его до конца. Именно это меня смутило в Warby Parker. Полгода они занимались тем, что пытались понять как сделать процесс заказа очков онлайн комфортным. Они не стремились стать первыми на рынке продажи очков в интернете.  

Тем более, в данном случае принцип «кто первый встал, того и тапки» не работает. Среди тех, кто первый выходит на рынок со своей идеей показатель неудач составляет 47 процентов, а среди тех, кто пришел после них, но с более продуманным планом – всего восемь процентов. Возьмем Facebook, который запустился после MySpace и Friendster. Или Google, который появился уже после Altavista и Yahoo.

Еще одна причина по которой я отказался инвестировать в Warby Parker – они во всем сомневались. У них у всех был план Б на случай, если что-то пойдет не так. Я решил, что вряд ли им хватит смелости быть по-настоящему оригинальными.  

Оригиналы тоже испытвают страх, как и все мы они боятся неудач. Но что отличает их от нас это страх упущенной возможности. Они знают, что можно проиграть, начав собственный бизнес, который может обанкротится. Но они также понимают, что в долгосрочной перспективе мы больше всего сожалеем о том, чего не сделали, а не наоборот. 

Уверяю: никто не осудит вас за плохие идеи. У креативных личностей – оригиналов, если хотите – часто бывают плохие идеи. Знаете ли вы что Томас Эдисон придумал настолько страшную детскую куклу, что ее пугались даже взрослые? Нет. Но вы знаете, что он изобрел лампочку.  

Если посмотреть, то лучшие умы это те, кто попадал впросак чаще остальных, потому что они пробовали и пытались чаще других. Чем больше вы делаете, тем выше вероятность, что вы наткнетесь на что-то действительно оригинальное и важное. Если вы хотите быть креативным, вы должны генерировать больше идей.  

Warby Parker прежде чем назвать свою компанию попробовали две тысячи вариантов.

Оригиналы во многом похожи на нас: они боятся и сомневаются, прокрастинируют и им приходят в голову дурацкие идеи. Но часто именно благодаря этому они становятся успешными.  

Полную версию лекции можно посмотреть тут.