Российский автопром в кризис

Ключевые цифры и прогнозы по продажам и производству автомобилей в России.

Продажи автомобилей в России в 2016 году могут достичь 1,9 миллиона штук по самым оптимистичным оценкам, говорится в исследовании компании Boston Consulting Group. Однако нынешняя экономическая ситуация может значительно навредить производству машин в стране — к 2020-му году может закрыться до четверти российских заводов.

Впрочем, некоторые эксперты оценивают российский автомобильный рынок еще хуже, чем BCG. К примеру, аналитическое агентство «Автостат» подсчитало, что в 2015 году в России было продано около 1,6 миллиона легковых и легких коммерческих машин — это на 890 тысяч штук меньше, чем в 2014 году. 150 тысяч штук приходится на премиальный сегмент (упал на 23%), остальные 1,4 миллиона — на массовый рынок (упал на 37%). В денежном выражении продажи упали на 23,7% — россияне потратили на новые машины около 1,78 триллиона рублей при том, что цены на машины выросли на 20%.

В конце прошлого года агентство дало прогноз на 2016 год. В лучшем случае (при цене на нефть в 70 долларов за баррель и выше) рынок должен будет остаться на уровне прошлого года, в худшем (40 долларов за баррель) — упасть на 30% до уровня в 1,1-1,2 миллиона штук. За первые четыре месяца этого года продажи уже упали на 14,7% — до 440 тысяч штук. В апреле продажи составили около 121 тысяч штук (что на 8,5% меньше прошлого года) — по данным Ассоциации европейского бизнеса такой показатель оказался худшим за последние 10 лет.

В 2013 году агентство BCG заявило, что к 2020 году российский автомобильный рынок станет самым большим в Европе и вырастет до 4,4 миллионов проданных машин в год при среднегодовом росте в 6%. Сейчас же речь идет о том, что из-за кризиса пострадают не только продажи, но и производство машин в России. По данным BCG из всех 24 российских заводов к 2020-му году может закрыться от трех до шести.

Иностранные компании уходят с российского автомобильного рынка, объясняет автор журнала Forbes — в последнее время от производства и продаж в России уже отказался, например, Opel (General Motors). Однако в дальнейшем исход может продолжиться — в ближайшие два года у многих производителей начнут истекать контракты на сотрудничество с российскими заводами, которые до сих пор удерживают их на нашем рынке. Следующей целью этих компаний могут стать другие развивающиеся рынки.

К сожалению, объясняют в BCG, для транзита машин на эти рынки Россия тоже не слишком привлекательна. На юге находятся в основном достаточно бедные страны, не проявляющие большого интереса к новым автомобилям. Поэтому чисто теоретически, Россия может оказаться «точкой входа» на рынки Ближнего Востока, но самыми привлекательными странами для автопроизводителей остаются Китай (который, как объясняет Forbes, также борется с проблемой перепроизводства) и Индия. По оценке BCG к 2020 году экспорт российских машин из России может вырасти с 300 тысяч штук в год до 600 тысяч — однако в агентстве говорят, что российскому правительству придется потратить не менее 150 миллиардов рублей в год для того, чтобы поддержать автопроизводителей.

В российском правительстве на динамику смотрят с куда большим оптимизмом. В начале мая глава Минпромторга Денис Мантуров заявил, что с 2017 года российский авторынок «начнет постепенно восстанавливаться», что должно привести к росту и производства.