Сработает ли новый план Минздрава по борьбе с курением?

Плюс, минусы, подводные камни.

В понедельник министр здравохранения Вероника Скворцова объявила о том, что Минздрав заканчивает работу над концепцией по борьбе с курением на 2016-2020 год, и огласила ряд пунктов из готовящегося документа. Ibusiness изучил реакцию экспертов на предлагаемые меры, а также зарубежный опыт.

За 2015 год в России было продано 294,5 млрд сигарет — на 6,2% меньше, чем годом ранее

Такие данные приводит «Коммерсантъ» со ссылкой на Philip Morris International. ВЦИОМ также опубликовал сегодня данные о количестве курильщиков в России — около 31% населения. В 2013 году эта цифра находилась на уровне 41%. Никогда не курили 57% россиян — следовательно, около 12% населения когда-то курили, но бросили. Также из отчета ВЦИОМ следует, что меньше стали курить 28% курильщиков, а больше — 16%.

Менее оптимистичную оценку в сентябре 2015 года дали специалисты Ernst & Young — по их данным, курит почти 40% россиян.

Самое громкое нововведение — унифицированные пачки для сигарет

Официально в Минздраве не уточняют, когда именно вступит в силу новое правило, но источник, близкий к министерству, сказал газете «Коммерсантъ» о том, что изменения произойдут в течение одного-двух лет. До сих пор такие меры были введены только в Австралии (с 2012 года) и в Великобритании (переход на новую упаковку там произошел в конце мая 2016 года). Также рассматривают соответствующее законодательство в Ирландии и Франции.

Эксперты опасаются, что это может привести к увеличению числа подделок

Представители табачной отрасли, опрошенные газетой «Ведомости», считают, что австралийский эксперимент не показал эффективность унифицированной упаковки. С другой стороны, единый дизайн пачек может упростить жизнь производителям поддельных сигарет, считают они. По данным TNS, по итогам первого квартала доля нелегальной табачной продукции в России составила 1,1% (на 0,2% меньше, чем годом ранее) — однако другие эксперты, опрошенные «Коммерсантъ», оценивают долю фальсификата в 3-10%.

Повышение цены до уровня европейских стран

По словам Скворцовой, сейчас в Европе сигареты стоят как минимум в 3,5 раза дороже, чем в России — это «минимум», на который ориентируется ее ведомство. Эксперты опять-таки отмечают риск роста фальсификата — такое уже происходит на алкогольном рынке на фоне роста акцизов. В ноябре прошлого года председатель Совфеда Валентина Матвиенко заявила, что в 2015 году из-за повышения акцизов доля легально проданного алкоголя снизилась до рекордных 35 процентов, а потери бюджета от «серого» рынка составили 200-270 миллиардов рублей. По словам Матвиенко доля официальной продукции на рынке особенно активно снижалась последние три года.

Запрет вкусовых добавок

Первой страной, запретившей ароматизированные сигареты, стала в 2012 году Бразилия. Евросоюз принял аналогичное решение в 2013 году, однако вступит в силу оно лишь в 2022 году.

Ограничение электронных сигарет

В 2015 году, по данным газеты «Деловой Петербург», рынок электронных сигарет в России достиг 450 миллионов долларов (традиционные табачные изделия — 11,8 миллиарда). Самый заметный скачок (с 200 до 400 миллионов) произошел в 2014 году — после введения запрета на курение в общественных местах. При этом электронные сигареты не регулируются так жестко, как обычные — например, их можно продавать в киосках, они не облагаются акцизом и их можно сравнительно свободно рекламировать.

Скворцова не уточняет, какие именно требования будут предъявлены к производителям электронных сигарет. Год назад в Минздраве предлагали классифицировать такие изделия как лекарство (для тех, кто хочет бросить курить), продавать только по рецепту, а их рекламу ограничить.

С другой стороны, табак и алкоголь хотят вернуть в ларьки, чтобы помочь малому бизнесу

Такое предложение обсуждают чиновники из ФАС, Минпромторга, Минэкономразвития и Минздрава. Источник газеты «Известия» на рынке объяснил, что запрет привел к сокращению числа торговых точек, а на количестве курящих он никак не сказался. Особенно тяжело пришлось так называемым нестационарным торговым точкам — по данным компании «БАТ Россия» из-за запрета закрылась почти треть таких объектов (10,5 тысяч из 33 тысяч, период не уточняется).