Самая странная реклама от компаний

Гении маркетинга на службе заводов, столовых и кафе.

Мы привыкли к шуткам и нестандартым маркетинговым приемам от молодых стартапов, крупных интернет-магазинов, IT-компаний и различных веб-сервисов. Но это не значит, что представители «реального» бизнеса и владельцы маленьких местных компаний не хотят попасть в анналы маркетинга. Ibusiness собрал несколько примеров необычных рекламных трюков от таких предприятий — как удачных, так и неудачных.

Amy's Baking Company

У знаменитого повара Гордона Рамзи есть не менее знаменитое шоу Kitchen Nightmares («Кошмары на кухне»). Суть каждого эпизода всегда одна и та же — Рамси пытается спасти очередной ресторан от закрытия. Для этого он как правило переделывает меню, меняет интерьер ресторана, а иногда и просто нанимает новых сотрудников. Но чаще всего главной проблемой оказываются владельцы: некоторые отказываются признаваться себе в том, что у них есть проблемы с качеством блюд или используемых продуктов, другие плохо обращаются с сотрудниками, третьи — орут на посетителей, четвертые — страдают от личных проблем, которые мешают им нормально работать. За семилетнюю историю передачи Рамси поработал с более чем 90 ресторанами, но самым известным его «клиентом» в 2013 году стало кафе Amy's Baking Company (далее — ABC).

Каждый эпизод Kitchen Nightmares начинается с проверки — Рамси пробует несколько блюд из меню, следит за официантами и, наконец идет на кухню и на склад. В случае с ABC всё оказалось иначе: владельцы вложились в неплохой ремонт зала для посетителей, выучили официантов и отлично организовали кухню. И тем не менее, ресторан не пользовался популярностью и терпел убытки.

По версии владельцев, ABC стал жертвой «интернет-троллей» — пользователей, оставляющих в сети негативные отзывы и «необоснованно» критикующие кухню заведения. Однако после того, как Рамси сам попробовал еду в кафе, ему пришлось согласиться с критиками. Проблема заключалась в том, что владельцы ABC — супруги Эми и Сэми Бузгало — напрочь отказывались вносить какие-либо изменения. Доходило до того, что Сэми мог с криками прогнать посетителя, пожаловавшегося на заказ или объяснить, что тот «ничего не понимает в еде» — вместо того, чтобы донести претензии до жены, которая заведовала кухней в качестве шеф-повара.

Рамси так и не удалось убедить владельцев ABC изменить свой подход к обслуживанию посетителей и приготовлению блюд. Едва ли не впервые в истории передачи крики и ругань закончились ничем — ведущему пришлось уйти из ресторана. Этот эпизод Kitchen Nightmares имел небывалый успех и стал предметом активного обсуждения в различных ток-шоу и в интернете.

Через год Kitchen Nightmares снова вернулись в ABC. Выяснилось, что за это время владельцы стали предметом бесчисленных шуток, комиксов и даже мультфильмов в интернете. В центре внимания оказалась как склонность Сэми орать на посетителей, так и странные повадки Эми — в оригинальном выпуске передачи женщина рассказала, например, что у нее есть три кошки, которых она считает «своими детьми» и с которыми даже умеет разговаривать «по-кошачьи». Сам ABC же стал популярным местом для туристов, желавших посмотреть на скандальных рестораторов. По словам Эми, благодаря Kitchen Nightmares их кафе превратилось в «цирк для психов».

Однако владельцы ABC и сами на славу поработали над собственным «имиджем». В какой-то момент Эми и Сэми решили ответить всем посетителям своей странички на Facebook — назвали всех «тупыми» и «ничего не понимающими в хорошей еде». Рестораторы даже «покричали» на администрацию Reddit, которая якобы «наживается на добром имени Amy's Baking Company». Затем ABC заявили, что их «взломали» и наняли местную PR-компанию, которая сделала ровно две вещи: закрыла существующую страницу ресторана в Facebook и открыла новую под названием «Я на 100% поддерживаю Amy's Baking Company». Затем владельцы ресторана начали продавать мерчандайз с самыми яркими цитатами из Kitchen Nightmares: футболки с надписью «держи свою пиццу и ##### (проваливай) отсюда» и «я сходил в Amy's Baking Company и не умер», кепки с надписью «я говорю по-кошачьи» и так далее. Также Эми выпустила электронную книгу рецептов тортов (единственное блюдо, которое оценил Рамси). В сентябре 2015 года ресторан наконец-то закрылся.

Завод «Азот»

Производственные реалити-шоу — очень популярный жанр американского телевидения. Помимо Kitchen Nightmares можно вспомнить The Apprentice Дональда Трампа — шоу, где участники соревнуются за позицию топ-менеджера в одной из компании Трампа. Кроме того есть передача The Profit, в которой миллионер и владелец компании по продаже оборудования для кэмпинга Маркус Леонис покупает доли в убыточных компаниях в обмен на долю от прибыли и право вносить любые изменения в работу. Есть и менее шутливые варианты вроде Nathan For You, в котором комик Нейтан Филдер (не имеющий какого-либо опыта в бизнесе) дает предпринимателям максимально дурацкие советы. Например, он посоветовал владельцу магазина телевизоров снизить цены на все экраны до одного доллара чтобы конкурировать с сетью Best Buy — для того, чтобы те разорились из-за своей знаменитой «гарантии» низкой цены.

В России этот жанр не слишком популярен, но встречается — можно вспомнить, например, «Кандидат» на ТНТ с ресторатором Аркадием Новиковым. Тем не менее, именно этот формат в 2015 году выбрала администрация завода «Азот» в городе Березники.

Суть шоу "ZAVOD" очень похожа: есть две команды участников, которым даются различные задания. По итогам каждой серии проигравшая команда теряет одного участника. В конце сезона оставшиеся участники получают работу на заводе — правда, речь идет о должностях вроде оператора дистанционного пульта управления на производстве аммиака, слесаря контрольно-измерительных приборов или начальника смены. С другой стороны, целевая аудитория проекта — выпускники учебных заведений без опыта работы, для которых передача может стать первой реальной возможностью трудоустройства.

Первый сезон проекта "ZAVOD" выходил сразу на нескольких телеканалах вроде «СТС-Березники» и «ТНТ-Березники». Второй сезон проекта выходит также и в интернете:

LifeLock

Владельцы небольших предприятий иногда берут публику «на слабо». Вы нигде не найдете цены ниже, чем у нас! Попробуйте найти нож лучше, чем у нас, и я завалю вас нашими кастрюлями! На похожий ход в 2008 году решился глава американской компании LifeLock Тодд Дэвис, предлагающей защиту от мошенников, использующих чужие личные данные для оформления кредитов и других преступлений. Дэвис разместил в рекламных материалах компании собственный номер социального страхования — в США этот документ имеет силу, сравнимую с паспортом и используется для оформления на работу, получения кредитов и многого другого. В итоге на имя Дэвиса был успешно оформлен займ на 500 долларов. В LifeLock заявили, что им все-таки удалось найти злоумышленника и даже заставить признаться в содеянном на камеру, однако по данным CNBC, к 2010 году на имя Дэвиса еще как минимум 13 раз выдавали поддельные документы.

Столовая №100

В марте 2016 года интернет-пользователи обратили внимание на необычные тексты на сайте астраханской «Столовой №100», например:

Столовая №100 уверена, что рекламные тексты никто не читает. Но раз Вы читаете это, то Вы наверняка человек непростой судьбы. Годы проведенные в душных помещениях за книгами закалили Вас и сделали способным читать натощак. Кроме того, мы узнали, что если рекламу и читают, то только ту, где есть про море, зверушек, женщин и все это с сексуальным подтекстом. Поэтому, в Большой энциклопедии мы нашли идеальный рекламный слоган: «Все крабы размножаются в море». Тут и про зверушек, и про море, а подтекста столько, что любо-дорого. А теперь, после того как Вы поражены нашей рекламой навылет, можем сказать, что и еда у нас само собой имеется и конечно же вкусная. И компот, пардон, про компот забыли. А для детей всегда есть маленькие подарочки. Детям это нравится, а когда дети довольны, то и нам спокойнее.

Оказалось, что за отличным копирайтом стоит один из владельцев столовой, предприниматель Сергей Капустин. Несмотря на неожиданный успех заведения в Facebook, в интервью «гениальный копирайтер» признался, что на посещаемости сайта или выручке столовой это никакого эффекта не оказало.

Незадолго до этого русскоязычные пользователи Facebook нашли еще и гениального SMM-щика — на странице завода «Кубаньжелдормаш». Там можно встретить, например, вот такие тексты:

Помните у Данте в Божественной комедии "Оставь надежду, всяк сюда входящий" (итал. Lasciate ogni speranza, voi ch’entrate) ?

Да, сразу после фотографий роскошной немецкой мебели в нашей роскошной новой лаборатории, я хочу всех вас вернуть на землю! Сейчас вы погрузитесь в хаос, полный ужаса, боли, страха и пыли, то есть в ту часть литейного цеха, куда плохих чертей из Ада отправляют на исправление.

Как я и говорил, сегодня заливали фундамент под циклоны, чтобы в те дни, когда всё основное производство уйдет на месяц в отпуск, ремонтники перенесли сушило.

На видео заливка бетона и немного снял в работе само сушило. Это ***дец, скажу я вам. Не верите? Я туда припёрся с бутылкой воды как умная Клава...посмотрите, что стало с этой бутылкой, пока я там фотографировал и снимал на телефон. Теперь надо стирать все мои вещи, меня, телефон и камеру.

Напоминаю, "сушило" сушит песок для формовки (отделение, где делают формы, внутрь которых потом заливается жидкий металл).

И это...я тут жути не нагоняю, не отказывайтесь от нас, мол, страшно и жить не хочется. Всё нормально, это мы тоже изменим к лучшему, просто надо набраться терпения. С теми %, под которые нам дают на техническое перевооружение деньги наши банки, мы конечно будем всё это обновлять очень долго...но было бы неплохо на сушило отправить на пару недель поработать работников Минфина, ЦБ, Минэкономразвития...ну просто чтобы пороху понюхали, посмотрели, что такое "16% годовых для машиностроения" в действии. Я всё!