Бренды и компании, появившиеся в годы Великой депрессии

От Disney до McDonald's.

Великая депрессия в США стала периодом беспрецедентного экономического коллапса, из-за которого миллионы оказались без работы, сбережений и даже жилья. Спад производства, крах банковской системы и резкое падение потребления привело к тому, что многие попросту потеряли веру в восстановление экономики. Тем не менее, именно в это время родилось немало компаний, которые хорошо известны нам до сих пор.

Walt Disney Pictures

Для киноиндустрии кризис означал, что у людей стало намного меньше денег на досуг. Крупные киностудии начали закрываться и урезать бюджеты, а кинотеатрам пришлось предложить посетителям сеансы, на которых помимо одного крупного фильма показывали еще и новостную хронику, короткометражку или мультфильм — за те же деньги.

Маленькая студия братьев Уолта и Роя Диснеев в конце 20-х годов занималась производством мультфильмов для студии Universal — в частности, серией про Кролика Освальда. Однако к 28-му году в отношениях Диснеев и студии произошел разрыв: Universal сначала урезала бюджеты, а потом переманила нескольких художников и забрала права на мультфильм. Уолт Дисней принял решение втайне (всё еще оставаясь сотрудником Universal) начать работу над новым персонажем — Микки Маусом. Короткометражки про мышонка стали одними из первых звуковых мультфильмов, что обеспечило успех маленькой компании и привело к основанию Walt Disney Productions в 1929 году. В 1937 году студия выпустила первый полнометражный мультфильм — «Белоснежку и семь гномов», с бюджетом в полтора миллиона долларов (около 26 миллионов долларов с поправкой на инфляцию).

Motorola

В 1928 году братья Пол и Джозеф Гелвины основали Galvin Manufacturing Corporation. Главным продуктом этой компании были устройства, больше всего напоминающие современные адаптеры питания. К примеру, с помощью этих приборов можно было подключать к розеткам радиоприемники и другие устройства, изначально рассчитанные на работу от батареек.

Вскоре спрос на такие адаптеры упал, и Гелвинам пришлось найти для себя новую нишу, и ей стали радиоприемники для машин. Чтобы соответствовать новому профилю деятельности, предприниматели решили в 1930 году сменить название компании на Motorola, образованное от слова "motor" и суффикса "ola", который часто использовался для брендов и терминами, связанных с устройствами для воспроизведения звука (радиола, виктрола и т.д.).

Разумеется, во времена кризиса люди редко покупали машины — не говоря уже об аксессуарах для них. Однако Гелвинам удалось заключить контракты на оснащение полицейских машин и других муниципальных служб. Во время Второй мировой войны Motorola также снабжала армию рациями и другой аппаратуру, а после войны продолжила получать заказы от военной и космической отрасли. К 70-м годам Motorola занялась производством микроэлектроники, включая процессоры, сотовые телефоны, пейджеры и многое другое.

Polaroid

Знаменитый производитель фотоаппаратов был основан в 1937 году изобретателем Эдвином Лендом. Polaroid Corporation была названа в честь одноименного материала, который первоначально использовался для производства солнцезащитных очков — главным образом для летчиков и военных. Однако в последствии компании Ленда произвела множество других продуктов, а сам изобретатель стал автором более чем 500 патентов. К примеру, в 1939 году Polaroid представила очки, позволявшие смотреть фильмы в 3D. Работа над знаменитым фотоаппаратом Ленд начал в 1943-м году, а на рынок продукт вышел в 1947-м.

Zippo

Знаменитый производитель зажигалок был основан в 1932 году Джорджем Блейсдейлом. Изобретателю попалась на глаза австрийская зажигалка IMCO, которая работала даже в ветренную погоду, но была достаточно хрупкой и неудобной. Соответственно, Zippo стала развитием этой конструкции — более удобной (ей можно было пользоваться одной рукой) и сделанной из более прочного металла. К 1939 году заказчиком Блейсдейла стала американская армия — причем, если верить официальному сайту, компании пришлось полностью отказаться от производства для «гражданских».

Ray-Ban

Еще один производитель очков, появившийся во время кризиса, но в отличие от остальных героев материала, Ray-Ban — дочерняя компания крупной корпорации Bausch & Lomb, занимавшейся производством микроскопов, моноклей, биноклей и другой оптики. Причиной для создания в 1937 году отдельного бренда стал военный заказ — летчикам были необходимы очки, которые бы защищали от яркого света. К тому времени Bausch & Lomb уже имели опыт сотрудничества с военной промышленностью (к примеру, они производили прицелы для артиллерийских установок и подводных лодок), поэтому такой заказ оказался им под силу. В последствии Ray-Ban выпустил для гражданского рынка серию «очков для летчиков» — знаменитых до сих пор Aviator.

McDonald's

В худшие моменты Великой депрессии безработица достигала 13 миллионов и как объясняет журнал Forbes, для многих людей единственным выходом оказывалось начинать собственное дело. Так, под конец кризиса, в 1940-м году братья Ричард и Морис Макдональды открыли первую одноименную закусочную. В течение 40-х годов в заведениях McDonald's совершенствовалась система быстрого обслуживания, ставшая основой современного фастфуда, а к 55-му году был открыт первый ресторан по франшизе — еще один важный элемент успеха компании. Владелец этого заведения, Рей Крок, в 1961 году выкупил McDonald's у братьев и превратил сеть закусочных в корпорацию, которую мы знаем до сих пор.