Что означает первая смерть пассажира беспилотной машины?

Как показывает история робототехники — почти ничего.

В начале мая погиб Джошуа Браун — первый водитель электромобиля Tesla, ставший жертвой ошибки автопилота. Для СМИ и экспертов это событие оказалось весьма знаковым: самоуправляемые машины не могут защитить пассажиров от аварий, и полагаться на них пока еще рано. Ibusiness решил составить ретроспективу жертв роботов и других «умных» систем.

Авторы Fortune указывают на еще одно интересное обстоятельство — менее чем через две недели после смерти Брауна Tesla выставила на продажу акции на сумму в почти два миллиарда долларов, но информация о трагедии была раскрыта лишь на прошлой неделе. Таким образом, объясняет издание, компания могла ввести в заблуждение своих нынешних и потенциальных вкладчиков. В Tesla, однако, утверждают, что для акционеров эта информация «не представляет интереса, поскольку не влияет на стоимость компании».

С одной стороны, объясняет издание, автопилот — одна из самых широко рекламируемых функций Tesla. Браун был настолько убежден в её надежности, что в роковой момент смотрел «Гарри Поттера» и уж точно не следил за дорогой. В пресс-релизе Tesla пришлось напомнить, что автопилот находится на стадии бета-тестирования и по умолчанию выключен. Так что логично предположить, что если производитель не может гарантировать работу такой важной функции, то покупатели (а следом и акционеры) могут отреагировать негативно. Однако в день, когда стало известно о гибели водителя, акции Tesla лишь временно упали в цене — с 212 долларов до 205, а закрыли торги на отметке в 216 долларов.

«Очевидно, вы не стали смотреть на цифры, — сказал Илон Маск в комментарии Fortune, — но если бы вы это сделали, то поняли бы, что в мире каждый год в автокатастрофах погибает миллион человек. Если бы на всех машинах был установлен автопилот Tesla, то удалось бы спасти около полумиллиона жизней. Бога ради, потратьте пять минут, прикиньте чертовы цифры и не вводите своих читателей в заблуждение».

В действительности, это не первый случай, когда ошибка робота привела к смерти человека. Однако такие трагедии не стали причиной для отказа от разработок.

Первая смерть

В 1962 году Ford впервые стал использовать роботов — на заводе компании было установлено сразу шесть моделей Versatran, занимавшихся транспортировкой деталей. Опыт оказался удачным, и компания стала внедрять похожие системы на всех своих заводах. Однако в 1979 году именно на фабрике Ford робот впервые в истории убил человека — этот случай даже вошел в Книгу рекордов Гиннеса. Робот занимался доставкой деталей из одной части фабрики в другую и в какой-то момент начал работать слишком медленно. Рабочий полез за деталями сам и в итоге получил смертельный удар манипулятором в голову. В 1983 году суд обязал компанию выплатить семье погибшего компенсацию в размере 10 миллионов долларов.

И тем не менее, к концу 80-х Ford ввел в эксплуатацию сотни роботов на своих заводах по всему миру. В США, по данным New York Times за 2014 год, роботы привели лишь к 33 смертям на рабочем месте за почти 30 лет.

Однако, как объясняет газета, по существующим правилам безопасности роботы работают в изолированных от людей пространствах. Системы, используемые на современных заводах, способны выполнять лишь простейшую, рутинную работу. По этой причине им не нужно находиться в одном помещении с людьми и не требуются сенсоры, способные следить за перемещением окружающих. Серьезные проблемы могут начаться лишь тогда, когда роботы будут работать рука об руку с «живыми» сотрудниками.

«Чтобы роботы стали более полезными, они должны покинуть свои "клетки" и начать работать вместе с людьми, — объясняет Кент Мэсси, директор по разработкам компании HDT Robotics. — Однако для этого им нужно стать более похожими на человека. Они должны видеть, реагировать на прикосновение и корректно воспринимать внешние раздражители».

Между Азимовым и Гиппократом

В 2015 году группа американских исследователей проанализировала статистику работы роботов-хирургов за 14 лет. Выяснилось, что по вине таких систем в США погибло 144 человека. Более тысячи человек получили травмы из-за неудачной операции. Еще примерно восемь тысяч операций пришлось экстренно прекратить из-за неисправности робота — в некоторых случаях поломка приводила к ожогам, ударам током, потерянным деталям и другим проблемам. При этом общее число операций с участием роботов за этот период составило 1,74 миллиона.

Иными словами, шанс заснуть на столе у робота-хирурга и проснуться с травмой или раной (или не проснуться вообще) — менее одного процента. Смертность составляет тысячную долю процента. Много ли это? Как объясняют эксперты, опрошенные BBC, отчет не уточняет, в каких случаях смерть или травма объяснялась риском самой операции и её можно было избежать. В нем также нет попытки сравнить эти цифры с данными о количестве жертв «живых» врачей.

По данным исследования американской организации Patient Safety America, в 2007 году от врачебной ошибки погибло от 210 до 440 тысяч человек при том, что всего за год было госпитализировано 34 миллиона человек. Таким образом, шанс погибнуть по вине врача — минимум 0,6%. Шанс погибнуть от руки робота, как уже говорилось, в худшем случае — тысячная доля процента.

Дай порулить

В 2015 году вышло исследование компании McKinsey, в котором говорилось, что к моменту, когда самоуправляемые автомобили станут главным средством передвижения, число аварий сократится на 90%. Однако, говорится в отчете, переход на такие транспортные средства произойдет еще нескоро. В ближайшие годы автономные транспортные средства начнут использоваться в изолированных пространствах (например, в работе шахтеров и в аграрной отрасли). К 2040 году такие машины появятся и на обычных дорогах, и скорее всего это будут грузовики. И лишь к 2050 году автономные машины станут главным средством передвижения.

В отчете приводятся также и важные аргументы в пользу развития таких транспортных средств. Каждый день водители смогут тратить около 50 минут на различные занятия в дороге — включая работу, отдых или развлечения. Различные отрасли сэкономят на рабочей силе. Наконец, производители автомобилей заработают больше на обслуживании своей продукции, поскольку новые машины станут слишком сложными, чтобы их можно было ремонтировать в обычной мастерской.

Также, считают в McKinsey, автономные машины приведут к появлению новых бизнес-моделей. К примеру, людям будет намного проще сдавать свои машины в аренду — а значит, появится новая альтернатива такси. Страховые компании будут работать не с частными лицами, а с производителями машин — поскольку аварии будут происходить не по вине водителя, а из-за ошибки автопилота.

Есть и менее очевидные преимущества. Например, чтобы припарковать машину на автопилоте, водителю необязательно в ней находиться. А значит, на парковках нового поколения не нужно будет открывать двери, и автомобилям потребуется намного меньше места. Только в США потребность в парковочных местах может снизиться на 5,7 миллиарда квадратных метров.