Как «большая стройка» в Москве ударила по бизнесу

Рестораны и магазины жалуются на убытки из-за реконструкции улиц.

Программа благоустройства улиц Москвы привела к крупным потерям для многих заведений в центре столицы, сообщает «Коммерсантъ». Для некоторых магазинов и ресторанов убытки достигли 50% от оборота.

Программа благоустройства московских улиц «Моя улица» была принята в июле 2014 года. Программа продлится до 2018 года, власти планируют потратить на нее около 120 миллиардов рублей. В рамках нее предусмотрено расширение пешеходных территорий, установка велодорожек, реставрация фасадов зданий, а также перенос большинства коммуникаций под землю и установка нового освещения. В 2015 году работы были проведены на 47 улицах, включая Мясницкую, Неглинную, Рождественку и Большую Ордынку.

В 2016 году планируется переделать около 59 улиц. На этот раз работы ведутся на крупнейших улицах в центре Москвы — включая Тверскую, Новый Арбат и многие другие. По планам работы ведутся с мая по август, и для жителей это привело к значительным пробкам и трудностям при перемещении по улицам, а для владельцев заведений — к значительному оттоку посетителей.

Как сообщает РБК со ссылкой на данные компании 2GIS, в 2016 году на ремонтируемых улицах оказалось 698 ресторанов и магазинов. Суммарно реконструкцией оказалось затронуто около 450 тысяч квадратных метров коммерческой недвижимости. По данным компании Watcom Shop Mechanics, затрудненное пешеходное движение снизило число посетителей заведений в среднем на 20%.

В июне издание The Village опросило представителей нескольких компаний, которых затронула реконструкция. Меньше всего сложностей возникло у сетевых точек — вроде салонов «Билайн» или магазинов «Азбука вкуса». В первом случае посетители привыкли к расположению магазина и находят его даже в случае, если вывески не видно из-за строительных конструкций. Во втором — помогает наличие магазинов в других районах Москвы, способных обслужить постоянных клиентов. В случае с единичными заведениями или небольшими сетями (вроде кафе Crabs are Coming или «Рецептор») поток посетителей снизился на 20-50%.

Однако в случае, например, с Тверской (на которой не только ремонтировали пешеходную часть, но и временно блокировали проезд), серьезные трудности возникли даже у сетевых и достаточно известных заведений. По словам представителя одной из сетей магазинов по продаже электроники, работы на этой улице привели для них к потере примерно 15% выручки. Представители магазина одежды Henderson сообщили о снижении оборота на 20%.

Некоторые заведения пришлось вообще закрыть на время работ — такое решение, например, приняли владельцы ресторанного холдинга White Rabbit Family. В их случае продолжают работу только заведения, расположенные в торговых центрах с подземной парковкой.

Многие компании пытаются договориться с арендодателями о скидке или «каникулах» на время работ, но мало кому удается добиться значительных послаблений. Стоимость аренды одного квадратного метра на Тверской улице, например, составляет 80-160 тысяч рублей.

«Мы всегда пытаемся там, где это возможно, договориться о снижении стоимости аренды, но практически никто не согласился», — объясняет ресторатор Аркадий Новиков в интервью РБК. Около половины заведений, входящих в его холдинг, так или иначе оказались затронуты программой «Моя улица».

Обратная сторона заключается в том, что, по мнению владельцев многих заведений, реконструкция в конечном счете принесет их бизнесу пользу. Расширение тротуаров упростит доступ к магазинам и ресторанам и увеличит число посетителей. Впрочем, это скорее всего приведет и к удорожанию аренды.

«Сейчас мы наблюдаем повышенный интерес к улицам, которые уже реконструированы или на завершающей стадии: Тверская, Старый и Новый Арбат, Столешников переулок и Большая Дмитровка», — рассказала в интервью «Коммерсанту» руководитель направления стрит-ритейла «Магазина магазинов» Марина Маркова. По ее данным, расширение Мясницкой в прошлом году увеличило среднюю стоимость аренды на 38%.