Кому выгоден «мирный атом»

Кто, куда, зачем и за сколько продает обогащенный уран

Крупнейший мировой производитель обогащенного урана российская компания «ТВЭЛ» выходит на американский рынок. Первый контракт на поставку российского ядерного топлива с одним из операторов АЭС США уже подписан. Не исключается и возможность производства топлива на территории США. iBusiness.ru разобрался, как устроен мировой рынок урана, и что для него значит эта сделка.

Получение ядерного топлива глобально состоит из двух этапов. Добыча урана и, собственно, получение из него ядерного топлива. И процессы эти напрямую не связаны. Так, занимая с большим отрывом первое место по обогащению урана, Россия лишь 7-я по объёмам его добычи. Причем, добывается у нас лишь 3 тысячи тонн в год. А лидер по этому показателю с более чем 20 тысячами тонн – Казахстан – не производит топлива вовсе. Впрочем, из этих 20 тысяч тонн самостоятельно Казахстан добывает меньше половины, остальное – иностранные компании. Кроме того, у Австралии и Канады при добыче урана есть преимущество. Только в этих странах есть месторождения с богатой урановой рудой, где концентрация урана доходит до 3%. Добыча такого урана проще и не требует целого ряда технических действий. Один килограмм необогащенного урана стоит около 100 долларов, а обогащенного, по оценкам World Nuclear Association, – 2360.

Так, хотя больше всего урана добывается в Казахстане, Канаде, Австралии, Нигере и Намибии, в списке крупнейших игроков на рынке также компании из Франции и России. Что же до обогащения урана, то здесь первенство российских компаний значительно, им принадлежит 36% мирового объёма. Более 90% рынка ядерного топлива делят 4 компании: американские «Westinghouse Electric» и GNF, французская «Аreva» и российская ТК «ТВЭЛ». И подписание контракта о поставке российского топлива в США как раз стало результатом альянса ТК «ТВЭЛ» и GNF.

Причем этот контракт – только один из шагов, которые компании намерены совершить на пути к углублению сотрудничества. Альянс двух компаний должен не только вывести российское ядерное топливо на американский рынок, но и, в последствии, привести к совместному производству ядерного топлива на территории США. Обе стороны высоко оценивают перспективы сотрудничества. Главный исполнительный директор «Global Nuclear Fuel-Americas»  Джей Вайлман отметил: «Это партнерство открывает нашим клиентам доступ к глубоким техническим знаниям, экспертизе и опыту этих двух компаний». «Мы верим в этот проект» – приводит пресс-служба «РосАтома» слова гендиректора госкорпорации Сергей Кириенко.

Однако первый зампред комитета Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии Иван Никитчук настроен не так оптимистично.

Это какая-то странная сделка. Особенно в части возможного производства топлива на территории США. Мы сегодня не настолько хорошо дружим с ними и НАТО. Мы видим, какое к нам отношение с их стороны. Сложно сказать, чей за этой сделкой интерес. У американцев немного другие технологии и состав топлива. И если в итоге топливо будет производиться по их технологии, то получится, что мы просто как сырьевой придаток станем. Да и своего урана, по сути, у нас практически нет. У нас под Читой одна живая шахта, которая хоть какой-то приличный объём дает.

Никитчук также отметил, что Россия лишились всех источников урана в Казахстане и Узбекистане. Казахи продали свои запасы французам, узбекские месторождения, во многом, выработаны. Наши компании сейчас покупают уран в Канаде и Австралии. А основной объём берется со склада из тех запасов, которые накоплены ещё во времена Советского союза. К тому же большой урон нанесло то, что Россия отдала США 500 тонн оружейного урана в 1993 году.

Что касается технологий, то у США есть свои. А после распада СССР они посетили все наши производства и закрытые города и прекрасно знают, как и что мы производим.

Впрочем, некоторые эксперты всё же считают выбор российской компании в качестве партнера вполне закономерным. Например, первый зампред Международного Союза ветеранов атомной энергетики и промышленности Юрий Сараев отмечает высочайшее качество нашего топлива.

Российское ядерное топливо выдержит конкуренцию против любого топлива ядерного класса. Оно надежно работает во многих странах мира, во многих реакторах. Уверен, что оно превосходит канадские и австралийские аналоги. Российское ядерное топливо – лучшее топливо в мире.

Подписание контракта на поставку опытной партии топлива значительный шаг. Но пока ещё рано делать далеко идущие выводы. Ещё только предстоит пройти процедуру лицензирования в американской Комиссии по ядерному регулированию, да и выход на новый рынок всегда непростая задача. 

Николай Ковпинец

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.