Контракт турецкому султану

Выгодно ли инвестировать в отношения с Турцией.

Между Россией и Турцией снова полное взаимопонимание. По словам вице-премьера Аркадия Дворковича страны готовы вернуться к обсуждению «Турецкого потока», а 9 августа в Россию прилетит сам президент Турции Реджеп Эродган. iBusiness.ru решил узнать у экспертов, сколько продлится русско-турецкая дружба в этот раз, и каковы тут возможности для бизнеса.

Одним из наиболее привлекательных для бизнеса направлений русско-турецкого сотрудничества является туризм. О его состоянии и перспективах рассказывает вице-президент Российского союза туриндустрии Юрий Барзыкин:

Туризм на многих направлениях является крайне рискованным предприятием. К тому же низкомаржинальным. Есть свой опасности и в Европе, например, из-за резких скачков валютного курса и т.п. Но в Турции, конечно, риск повышенный. И из-за внутренней обстановки в стране, и из-за общего сложного положения в регионе. Поток туристов туда упал, причем не только из России. Поток туристов из Евросоюза снизился более чем на 50%. Но всё равно Турция востребована у потребителя, она имеет инфраструктуру, климатические и социокультурные условия. Интерес к Турции остается высок у наших туристов. Но долго в принципе не было возможности туда поехать. А сейчас основной проблемой реализации турпакетов являются те же высокие риски. И ещё, конечно, стоимость. На регулярных авиаперевозках турпакет стоит достаточно дорого. Все ждут открытия чартерных программ. Переговоры с Минтрансом ведутся, но всё опять упирается в безопасность. Впрочем, даже с возвращением чартеров в этом году туризм в Турции уже не покажет значимых величин. Сезон в разгаре, а Греция, Кипр, Италия и Испания показывают высокие результаты. К следующему сезону турпоток из России в Турцию может вырасти, но свою роль сыграют курсы валют. В прошлом году за девять месяцев, ещё до трагедии с нашим самолетом, турпоток уже уменьшился на 26%. Так что показатели будут выше, чем в этом году, но не вернутся к показателям 13-14 годов.

Ещё одним важным сегментом является энергетическое партнерство. В первую очередь это газопровод "Турецкий поток", а также атомная электростанция "Аккую". С их строительством связываются большие надежды. Как тут обстоят дела делится руководитель центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии Семён Багдасаров:

На перемирие с Турцией мы пошли, в первую очередь, из-за «Турецкого потока». Приняли извинения за сбитый самолет, со своей стороны закрыв глаза на компенсацию за него. И сейчас вроде как удалось договориться о главном – о цене. Турки готовы принять наши условия. Но, боюсь, единственное, что это даст России – увеличение поставок газа в саму Турцию. Дальше газопровод должен идти через Грецию, и тут возникнут те же проблемы, что и у «Южного потока» в Болгарии. С Германией и Евросоюзом договоренностей нет, а Ципрас недостаточно самостоятельная фигура для таких решений. Взамен же мы возобновляем туристические маршруты в Турцию, и это при высоком уровне нестабильности, наибольшем в мире количестве терактов, и практически гражданской войне с народными силами самообороны, вооружённым крылом рабочей партии Курдистана и с объединенным народно-демократическим фронтом. Можно сказать, что в Анталии спокойно, но год назад и в Стамбуле было спокойно. Что касается атомной станции «Аккую», то её строительство в принципе не прибыльно. Полное возвращение 20 миллиардов долларов, которые мы туда собираемся вложить и частично уже вложили, произойдет через 60 лет. Наше государство на этом не зарабатывает, но, вероятно, заработают отдельные личности.

И третье направление, на которое в русско-турецких отношениях традиционно обращает внимание бизнес, это строительство. О возвращении турецких строительных компаний на российский рынок и плюсах от сотрудничества с ними говорит президент ассоциации строителей России Николай Кошман:

За то время, что турецких компаний не было в России, подавляющее число объектов заняли наши строители или строители из Китая. Так что туркам придется хорошенько побороться за рынок, вновь себя на нем зарекомендовать. Российским же компаниям былого удобства от работы с турецкими компаниями уже не будет. Сейчас всё выровнялось. Появление турок на российском строительном рынке было тяжелым. Сначала был «Трансвааль-парк», где погибло 28 человек. Тогда обрушилось перекрытие, которое делали как раз турки. Потом они крупно прокололись на втором терминале Внуково, были и другие неудачи. Но выгода от сотрудничества с ними была в том, что они приводили свои инвестиции и свои банки. Эта схема была нам очень выгодна. И когда турки были вынуждены покинуть рынок, к нам обратилось посольство КНР с просьбой пролоббировать заход китайских компаний. И мы тогда отказались как раз потому, что в отличие от турок, строивших за свои деньги, китайцы строили за бюджетные. Но 2-го марта прошел Российско-Китайский форум, на которой китайская сторона выразила готовность работать со своими деньгами. Так в Липецке уже строится 2 завода по такой схеме, ещё один пример – скоростная железная дорога Москва-Казань. Так что теперь существенного преимущества работы с турецкими строителями для российского бизнеса нет. Начнется настоящая конкуренция.

Несмотря на возобновление отношений с Россией, за время своего отсутствия Турция значительно ослабила свои позиции и во многом потеряла привлекательность для инвесторов. Кроме того нестабильность внутри страны повышает риски любой деятельности. Активное влияние политики на бизнес также является отталкивающим фактором. Так что, вероятно, впадать в эйфорию от примирения стран не стоит. Турция вряд ли станет действительно интересным рынком для инвестиций нашего бизнеса. По крайней мере в ближайшее время.