Познаем мир с помощью видеоигр

Учимся экономике, менеджменту, биржевой торговле и градостроению.

Успех игры Pokemon Go вызвал в российском правительстве прямо полярные реакции. С одной стороны — разговоры о происках ФБР и «зле». С другой стороны — осознание того, что с помощью игр можно добиваться действительно впечатляющих результатов. В мэрии Москвы, например, обратили внимание на то, что благодаря Pokemon Go миллионы людей стали с удовольствием гулять и знакомиться с достопримечательностями своих родных городов — и в итоге, чиновники решили сделать похожую игру, только с Пушкиным и Цоем. Ibusiness решил рассказать еще о нескольких играх, которые могут сделать нас умнее и лучше.

Градостроение и урбанистика — Cities: Skylines

Классикой жанра градостроительных симуляторов является, конечно же, SimCity — серия игр, появившаяся еще в конце 80-х. Однако последняя игра, вышедшая в 2013 году, многим не слишком понравилась. Причина в «онлайновой» составляющей игры: даже если вы хотите играть в одиночестве, вам придется подключаться к серверам. Если выбранный вами сервер «упал» — придется дождаться восстановления его работы, ведь именно на нем хранится ваш город! Другой недостаток этого подхода заключается в том, что города стали значительно меньше. Вы можете создавать несколько сравнительно небольших городов, которые смогут взаимодействовать друг с другом, но не более того.

В 2015 году финская компания Colossal Order разработала крайне успешную альтернативу SimCity — Cities: Skylines. В этой игре воссозданы многие привычные механики оригинала, но нет ограничений на размер города или необходимости подключения к сети.

Основной принцип всё тот же — вам дается территория, на которой нужно построить город. Для этого вы строите дороги и занимаетесь планированием — то есть расставляете жилые, коммерческие и промышленные районы города, обеспечиваете их коммуникациями и различными социальными службами. Жители сами дают понять, чего им больше всего не хватает, и вам остается лишь найти способ удовлетворить их запросы, не выйдя за рамки городского бюджета.

Менеджмент и инвестиции — Capitalism II

Очень глубокий и продуманный бизнес-симулятор, вышедший в 2001 году. Игроку предлагается стать CEO компании, в которой ему принадлежит 50% акций. В дальнейшем вы можете либо сфокусироваться на развитии своей компании, либо заняться инвестициями в другие предприятия. Заниматься придется буквально всем — от налаживания производства и поставок до подбора кадров. Наконец, конкуренцию вам составят до 8 игроков, управляемых искусственным интеллектом.

В 2012 году вышло расширение под названием Capitalism Lab. В нем был сделано больший упор на технологии и инновации, а также была несколько улучшена графика. Тем не менее, оригинальная игра стоит значительно дешевле, да и сами разработчики советуют начинать знакомство с серией именно с нее.

Плановая экономика — Tropico 5

Tropico — это достаточно известный карикатурный симулятор экономики «банановых республик». Здесь вы сможете «закрутить гайки» и посмотреть на последствия своих действий.

Ваше маленькое островное государство будет зависеть как от экспорта ресурсов, так и от отношений с другими странами. Помимо этого вам предстоит заниматься благоустройством и проводить различные реформы в сфере экономики, образования, здравоохранения и различных гражданских прав. Вы можете заняться строительством светлого коммунистического будущего или же наоборот, разрешить своим подопытным испытать на себе все ужасы капитализма.

Экономика военного времени — Eve: Online

Строго говоря, Eve: Online — это мультиплеерный космический симулятор. Игроки покупают космические корабли и различное оснащение и после этого могут заниматься чем угодно: войной, добычей полезных ресурсов, торговлей, строительством и многим другим. Однако особенность заключается в том, что «население» игры превышает 500 тысяч человек — это на 150 тысяч больше, чем всё население Исландии (родина Eve: Online). Благодаря этому игроки выстраивают друг с другом сложнейшие политические и экономические связи, объединяются для достижения общих целей и устраивают настоящие войны. Для того, чтобы отразить всю глубину этих отношений разработчикам пришлось придумать достаточно продвинутый интерфейс — из-за чего Eve: Online часто в шутку называют «симулятором Excel».

В игре используется собственная валюта — межзвездные кредиты (Interstellar Kredits или ISK — не путать с исландской кроной). А для того, чтобы следить за экономическими процессами в Eve: Online существует собственный центральный банк — им руководит Эйолфур Гудмундссон, доктор экономических наук. Именно Гудмундссон следит за денежной эмиссией, налогами и инфляцией.

Подчиняется ли внутриигровая экономика правилам, по которым живет реальный мир? Гудмундссон считает, что да. Для того, чтобы купить новый корабль или любой другой товар в игре, пользователям приходится копить деньги месяцами. Это значит, что любые решения приходится взвешивать с точки зрения возможных потерь. Так, например, в 2014 году игроки устроили знаменитую битву за систему B-R5RB. В сражении приняли участие более 7500 игроков. По данным разработчиков, в результате военных действий были уничтожены корабли общей стоимостью в 11 триллионов ISK. В пересчете на реальные деньги урон можно оценить примерно в 300-330 тысяч долларов. Для сравнения, суммарный объем денежной массы в игре на тот момент — около 600 триллионов ISK или 18 миллионов долларов.

Международная торговля — Civilization V

Civilization — хорошо известная геймерам стратегия, цель которой заключается в том, чтобы привести свой народ к светлому будущему. Однако победа в этой игре необязательно заключается в захвате всех городов на карте. Можно построить огромную империю и стать самой богатой цивилизацией. Можно стать небольшим государством, имеющим огромное культурное значение для остальных стран. Можно, наконец, построить космический корабль и первым отправить людей на Альфу Центавра.

В последних частях разработчики уделили очень много внимания именно мирным способам достижения мирового господства. Помимо привычной торговли ресурсами и сдачи в аренду месторождений вы теперь можете заниматься инвестициями в так называемые города-государства — в обмен на прибыль или политическое влияние. Наконец, в пятой части Civilization появились международные торговые пути, туризм и другие новые формы экономического и культурного взаимодействия стран между собой.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.